Yanina F.-Yanush
(Адрес почты kfy777@rambler.ru)
ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ: «Время Цинцинната…»
Есть в характере этого человека своеобразная косточка, жесткость и неумолимость по отношению к жаждущим и просящим. Кажется, что он существует в каком-то межвременном пространстве, где нет места иным представителям человеческой расы. Там – Свобода и Одиночество, а здесь мы, любящие его. Он же абсолютно чужд этой любви. Это герой нашего времени – Олег Меньшиков. Герой сам по себе. Когда-то из писателей он любил Набокова, с его иронично-циничной тоской. Одно время восхищался Пелевиным, но жизнь идет…Он знает, что все преходяще, и что все имеет свою цену, и он сам в том числе....
Вдумайтесь в словосочетание: «герой нашего времени». Многие изгои и любимцы общества не миновали этой почетно-тягостной судьбы. Герои Меньшикова – это люди болезненные, причудливо сочетающие в себе жажду любви, веру в чудо и колоссальную непоправимую беду, обосновавшуюся у них внутри словно раковая опухоль. Калигула Олега Меньшикова был изящно безумен, в его воспаленном мозгу зрела крамольная мысль - бросить вызов Творцу, обвинив его в несостоятельности. Потом были Есенин и Нижинский, такие же хрупкие и чуждые этому миру. Есенину-Меньшикову рукоплескала вся Англия, а он метался по сцене театра «Глобус», создавая образ существа, пьющего жизнь и любовь залпом, ибо остановка для него была сродни смерти… Потом был спектакль «N», с любовью выношенный и мучительно рожденный, он умер преждевременной смертью. В период репетиций Олег Меньшиков тяжело болел, но это не сказалось на качестве игры.В образе Вацлава Нижинского он принес на сцену удивительную свободу, он утверждал власть своего Бога, которого любил и о котором ни с кем не хотел говорить. Его Нижинский умирает, в танце и любви. Умирают многие герои Меньшикова. Почти все. Почему они умирают, никто не знает. Может им мало воздуха. Может они не созданы для этой жизни…
Кому-то Олег Меньшиков кажется замкнутым и одиноким, отстраненным и ускользающим, другим же – веселым и озорным, человеком, наделенным искрометной энергией и жаждой праздников. Он действительно любит праздники и не любит день своего рождения. Как истинный Скорпион, он тянется к людям, хочет общения и единения с маленьким, но преданным ему коллективом. Но тут же рядом – страх перед толпой, сродни агорафобии, и как ответная реакция – уединение, желание творить свою жизнь самому без чьей-либо помощи. Его последний фильм – «Восток-Запад» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», но саркастическая Испания в лице Педро Альмодовара обошла трагическую Францию. Герой Меньшикова - Алексей Головин – существо подневольное, он чем-то похож на Митю из «Утомленных солнцем», но есть маленький нюанс, который разницу между ними превращает в смысловую пропасть. Они находятся в разной зависимости от своей «прекрасной» родины, и именно это разводит их по разные стороны баррикад.
Я знаю, точнее, догадываюсь, что на самом деле, он абсолютно другой, не такой, каким мы его себе представляем. Ни плохой ни хороший, просто – другой… И никакие интервью и фильмы не раскроют нам его истинного. Его магия ошеломляет. Но откуда она пришла, на чем стоит? На одиночестве, на какой-то, совершенно патологической беде, бегство от которой невозможно. Олег Меньшиков - звезда, но это свет лунный, холодный, он не греет. Предельно преданный, он готов бросить любимого человека не потому, что плохой, а потому что боязнь потерять равновесие перед всепоглощающим чувством, делает его неумолимым. Он терпелив к боли, как физической, так и душевной. Но в такие минуты никогда не подаст виду, что ему больно. И это тоже слабость, - постоянная попытка выглядеть сильным и неуязвимым. Он не надеется быть понятым, и не хочет, чтобы ему помогали в его, самой главной сердечной беде, потому что именно в ней он черпает свое вдохновение, свое горение на экране. И эта беда приносит боль, ту самую, что не дает ему спать ночами, ту самую, что иногда не дает ему дышать, ту самую, которую он так бережет в себе и лелеет, потому что свыкся, потому что притерпелся…
Его герои боготворят смерть, они изначально, при первом же своем появлении в кадре, несут на себе ее отпечаток. И все-таки, как мне кажется, главная стихия Меньшикова – любовь, наполненность этим чувством до краев, необычайная щедрость во всем по отношению к любимому человеку. Но так ли уж тепло и уютно ему в том коконе, в котором он существует? Так пусть никто не догадается о той бабочке, что прячется внутри, и тогда он будет чувствовать себя защищенным. Когда ему плохо, он ставит пластинку, наглухо задраивает окна и ложится на диван. И музыка восстанавливает его, собирая по кусочкам и создавая вновь единое целое. Она изгоняет из него злость, приводя его в равновесие, придавая силы для новых поединков с самим собой. Исцеляя, она не догадывается о том, что возрождает его для нового беспокойства, бегства, слез, и в этом новой жизни он, как и раньше, будет для одних близким и родным, для других - замкнутым и отчужденным, а для самого себя – непонятно-счастливым, благодаря очередной возможности ускользнуть ото всех и остаться неузнанным…
P.S. Осенью он привезет в Питер свою долгожданную «Кухню». И как всегда, цены будут заоблачными, он сам на сцене – бесподобным, за кулисами же, которые он так любит, - сквозь его холодный баритон и обаятельнейшую улыбку лишь на мгновение проступят равнодушие ко всем и вся, да патологическая усталость… Но это всего лишь мгновение. Потом он снова будет нежным и беспокойным, почти совсем, как Цинциннат, условное время которого так уверенно переплелось с нашим, реальным…
Чтобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже
Проверить орфографию сайта.
Проверить на плагиат .
Кол-во показов страницы 41 раз(а)
2010-10-22
Эссе