Виртуально Я. Литература для всех Стихи, проза, воспоминания, философские работы, исторические труды на "Виртуально Я"
RSS for English-speaking visitors Мобильная версия

Главная     Карта сайта     Конкурсы    Поиск     Кабинет    Выйти

Ваше имя :

Пароль :

Зарегистрироваться
Забыли данные?




Уроки истории. От анализа к референдуму

 Часть первая

 

 Мир иллюзий и обмана

 

 Проделаем такой опыт:

 Возьмём два одинаковых стеклянных кубика, один прозрачный, а другой из чёрного непроницаемого стекла и произведём с ними следующие операции:

 1. прозрачный кубик макнём в чёрную краску

 2. чёрный кубик макнём в белую краску

 Позволим обсохнуть краске и дадим эти кубики любому человеку, не знающему о произведённых с ними манипуляциях. Любой скажет, что один кубик белый, а другой чёрный. Но мы, знаем о обо всех преобразованиях, и знаем, что на самом деле под тонким слоем чёрной краски скрывается прозрачный кубик, а под слоем белой краски находится чёрный непрозрачный кубик.

 Точно также идеологи новейшего времени проводят манипуляции с сознанием людей, представляя для своей выгоды чёрное белым, а белое чёрным. Немножко «жаренных фактов», немножко правды, побольше дезинформации и лжи, добавить воды и сахара, всё смешивается и подаётся прямо лапшой на уши. Таким же образчиком служит жонглирование понятиями социализм и капитализм. В сознании огромного количества людей ловкие манипуляторы всё перевернули с ног на голову, и поменяли отношение к этим двум различным системам социального устройства.

 

 Спроси теперь почти любого, что ему милее? И немало тех, которые ответят:

 -Конечно капитализм! А социализмом мы сыты по горло... Хватит пустых полок, хватит вранья о счастливом будущем от зажравшихся чёрной икрой парт-номенклатурщиков! Вон, живут люди на Западе, в универсамах от товаров полки ломятся, люди по всему миру путешествуют, наслаждаются жизнью, и мы так же хотим!

 

 Кто же будет возражать, что люди хотят жить достойно и интересно, получать соответственно своему труду нормальную заработную плату? Хотеть не вредно...

 

 Я приведу ещё один пример из жизни. Однажды наша математичка продемонстрировала возможности математики. Введя дополнительные числа, которые согласно законам математики равнялись нулю, то есть никакого влияния на уравнение не оказывали, она довольно быстро доказала, что 2х2=5, а не 2х2=4, как это все знают.

 То есть, путём хитрых манипуляций, было доказано абсолютно неверное утверждение.

 С подобной математической задачей всё довольно просто, там простые числа, и легко догадаться, что при кажущейся логичности и однозначности этой цифры 5, в результате мы имеем дело с неправильным ответом, а все эти действия всего лишь манипуляция.

 

 Подобные штуки проделывает искусный фокусник, поражая наше сознание чудесными превращениями, исчезновениями предметов, появлением этих же предметов в совершенно неожиданном месте. Так же шулеры, подобно фокуснику, при игре в карты используют множество различных трюков и легко «обыгрывают» любого обычного игрока.

 

 Ещё один интересный пример с игрой в «напёрстки», когда опытный «катала-напёрсточник», ловко владея искусством обмана с шариком, обирает азартных наивных простофиль до нитки. Пытающийся отгадать, где находится шарик, не сможет никогда этого сделать, потому что ловкие пальцы напёрсточника всегда положат этот шарик туда, куда не указал несчастный игрок.

 

 Точно также нынешние идеологи выводят доказательство преимущества капитализма над социализмом, используя все возможные средства манипуляции, поражающие сознание и заставляющие верить в то, что чёрное – это белое, а белое – это чёрное.

 

 На одну чашу весов они дозировано, аккуратными кусками укладывают небоскрёбы, яхты, волшебные казино, заваленные товарами сети магазинов, вечно свежее мясо на витринах магазинов, колбасные дожди, довольные лица успешных бизнесменов, усыпанные бриллиантами и увешанные золотом, красотки, роскошь и размах благополучия общества потребления при капитализме.

 

 На другую чашу они валят вперемешку, без точной дозировки: пустые полки сельпо в СССР, нехватку товаров, кровавые прокоммунистические режимы по всему миру, непременно культ жестокого Сталина, ГУЛАГ, «сиськи-масиськи» Брежнева, несчастных диссидентов, уравниловку в оплате труда.

 

 При этом совершенно не учитывается то, что из отсталой аграрной страны, с неграмотным и полуграмотным населением, из страны, находящейся в руинах после революции и Гражданской войны, Советский Союз превратился за годы своего 70-летнего существования в развитую индустриальную державу. Забывают, что в стране было самое доступное образование, потому что бесплатное. Забывают, что страна вынесла на своих плечах основную тяжесть войны против самой сильной армии в мире, против чудовищных полчищ фашистских захватчиков. Забывают, что 20 лет страна восстанавливала разрушенную войной экономику, и первой в мире запустила в космос искусственный спутник Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.

 

 Также эти идеологи не упоминают о колониальной политике, о кровавых войнах развязанных капиталистическими державами за свои интересы, за сырьевые базы и рынки сбыта. Все эти войны во Вьетнаме, в Корее, В Ираке, а также сотни локальных конфликтов стараются вообще не вспоминать при описании «доброго, щедрого» капитализма. Как не вспоминается о сырьевых придатках капитализма, которые являются беднейшими странами мира.

 

 Итак, вернёмся к нашим баранам, которые таким хитрым способом смешивают факты вместе с ложью в необходимых им дозировках и делают феноменальное заключение:

 «Лучше лопнуть от изобилия при капитализме, чем умереть от голода при социализме.»

 

 А мы уже знаем, что не стоит принимать на веру любое утверждение, потому что разумному человеку необходимо подвергнуть критическому анализу ВСЁ, дабы не ошибиться. Это как соскрести краску с кубиков, чтобы убедиться в том, что настоящая их окраска отличается от видимой наружной поверхности.

 

 Капитализм

 

 Возьмём пресловутое изобилие товаров при капитализме, прекрасные дороги без ухабов, хорошо отлаженное эффективное производство. Это замечательно, спору нет. Однако что стоит за этим? А стоит за этим хорошо продуманная система, власть паразитов, которые с помощью несметных богатств нанимают и оплачивают надсмотрщиков-менеджеров, а те нанимают специалистов для управления армией наёмных рабочих.

 Рабочие на заводах, на предприятиях создают продукцию. После реализации этой продукции происходит делёжка чистой прибыли. Основную долю прибыли забирает себе капиталист, хоть сам палец о палец не ударил, немалую часть он отдаёт менеджерам, чуть поменьше специалистам, и уж совсем малую часть распределяют между собственно производящими продукцию рабочими. Налицо явная несправедливость, и работникам надо бы возмутиться от такого решения, потребовать соответствующего вознаграждения за свой труд, но тут вступают в действие скрытые механизмы капитализма, не позволяющие этого сделать.

 

 Безработица

 

 Во-первых, при капитализме есть такое явление, как безработица, которая была и остаётся существенной и неотъемлемой чертой этой системы. Безработица создаётся искусственно, чтобы иметь под рукой легко управляемый рынок рабочей силы. Если рабочий станет возмущаться чересчур интенсивным характером и плохой оплатой труда. То он рискует потерять эту работу, а на его место тут же придёт безработный, который готов за эту же, и даже за меньшую плату, делать гораздо больше и не жаловаться ни на что.

 А при забастовках, когда рабочие добиваются повышения оплаты труда, улучшения условий труда, зачастую предприниматель нанимает где-то в другом городе других рабочих-штрейкбрехеров из безработных, чтобы не потерпеть убытков от забастовки.

 Безработные – это тоже люди, которые хотят работать, но рабочих мест на всех не хватает. В любом развитом капиталистическом государстве от трёх до восьми миллионов работоспособных людей являются безработными. Государство платит им пособие, позволяющее существовать, но для полноценной жизни этого пособия всё же не хватает.

 Это конечно гуманно не оставить этих несчастных людей вместе с их семьями на улице и голодными, но делает это государство не из альтруистических побуждений, а для того, чтобы избежать социальных потрясений, чтобы избежать роста преступности, недовольства властью, чтобы избежать роста самосознания, ведущего к беспорядкам и революциям.

 Интересным является то, что безработица является довольно постоянной величиной, и на выплату пособий тратятся из года в год довольно значительные суммы из бюджета. Если бы у капиталистического государства была действительная забота о таком ежегодном выбрасывании денег людям, которые ничего не делают, то уже давно были бы запущены в ход эффективные программы по созданию новых рабочих мест, по обучению и переквалификации всей этой массы безработных. И тогда вместо того, чтобы платить этим людям деньги, те сами приносили бы в казну немалый доход от налогов и от производимых ими товаров.

 Но этого упорно не делается, вместо этого безработных без конца проверяют: не смылись ли они втихаря загорать на Майорку, не подрабатывают ли они по-чёрному? А ещё их вынуждают посещать всякие бессмысленные мероприятия. На этих мероприятиях, главным является постичь следующие «науки» - «как правильно написать резюме, как правильно вести себя при устройстве на работу, дабы не упасть лицом в грязь перед работодателем, как успешно устроиться на работу. Если бы эти мероприятия могли помочь безработным устроиться на работу»...Помогают эти мероприятия, как припарки покойнику... Мы-то знаем, что на работу можно устроиться только тогда, когда для каждого будет хотя бы одно вакантное рабочее место, которых, как мы знаем, на всех не хватает. В общем мы тут имеем дело с дефицитом, хотя вроде как дефицит не присущ капитализму... А бюро по трудоустройству делают всё для того, чтобы безработному жизнь мёдом не казалась, намекая на то, что тот лодырь, не хочет работать, а государство от себя отрывает денежки, чтобы тот наслаждался бездельем, паразит ты этакий...

 Но если безработный заартачится и откажется от таких мероприятий, то ему урежут без лишних разговоров и без того скудное пособие. «Те безработные, которые отклоняют предложенную им работу или проявляют недостаточную инициативу при поиске новой работы, должны считаться со штрафными санкциями. Как первый штрафной шаг законом предусматривается сокращение основной суммы пособия провинившегося на 30%. За ту же самую вину молодежь до 25 лет может быть наказана полным лишением пособия на срок до трех месяцев. Если безработный просрочит установленное время регистрации в бюро по трудоустройству, то он тоже может быть лишен пособия в полном размере.

 ...приток новых получателей пособия по безработице из числа получателей социальной помощи, а также ужесточение требований к безработным могут в некоторых случаях привести к злоупотреблению материальными средствами и финансовым манипуляциям агентур по трудоустройству. Во избежание этого предусматривается проверка безработных по месту жительства. При этом преследуется также цель проверить их квартиры на предмет наличия дорогостоящей мебели, антиквариата, электроники, произведений искусства, дорогой посуды и украшений.» Так гласят положения закона.

 Эти мероприятия для безработных можно сравнить с ситуацией, когда ребёнку говорят:

 «Если будешь послушным, то дадим тебе конфету». Но на поверку оказывается, что никакой конфеты ребёнку не дадут, обманывают. Хоть 24 часа в сутки торчи на этих «мероприятиях» – работу всё равно не получишь, потому что рабочих мест на всех не хватает. Интересно, под каким углом рассматривают проблему безработицы некоторые политики? Оказываются, что даже в рядах социал-демократов есть такие, которые считают, что безработные – это лодыри, которые отлынивают от поиска работы, лентяи, которым нравится «сидеть на социале» и бить баклуши. Исходя из таких воззрений такие политики без конца заняты подсчётом и пересчётом того жёсткого минимума, на который необходимо перевести этих злостных разгильдяев-безработных и их семьи вместе с детьми, чтобы те сидели на скудных пайках воды с хлебом, дабы тем самым активизировать их попытки в поиске работы. К тому же планируется задействовать этих лентяев на благоустройстве населённых пунктов, в том числе на самых тяжёлых, грязных и плохо оплачиваемых работах. Говоря об этом принудительном труде и непопулярных мерах, эти политики даже ни словом не обмолвились о том, что безработные не имеют работу из-за того, что для них нету достаточного количества рабочих мест. Ведь для решения проблемы с безработицей нужно создание необходимого количества рабочих мест, нужны эффективные меры по переквалификации и обучению многолетних безработных, которые действительно утратили навыки и квалификацию. Но разве истинные причины и реальные пути решения проблемы безработицы кого-то волнуют?

 И тут всё перевёрнуто и обман, обидно...

 Нормальный человек не станет наслаждаться таким вынужденным бездельем, он конечно ищет работу, но попытки его обречены на провал, особенно если ему 40, или 50 лет. При том, что на западе на пенсию уходят в 65-67 лет, и к тому же эту возрастную границу хотят передвинуть ещё дальше к 70 годам, работу найти людям уже после 45 лет крайне затруднительно, почти невозможно. Ну какой работодатель будет брать на работу такого человека, когда полно безработных и помоложе, от 18-20-ти....

 

 Посредники

 

 Так как работу найти трудно, почти невозможно, то люди пытаются найти её с помощью посредников. Такие посредники между рабочими и предпринимателями очень распространены в нынешней Германии. Называются они по разному, но суть одна. Эти ловкие посредники занимаются «прокатом» рабочей силы, сдачей в наём рабочего персонала предпринимателям. Такой прокат очень выгоден для работодателя, использующего такой персонал, потому что временная рабочая сила стоит иногда в разы дешевле, чем люди, трудящиеся постоянно в предприятии. Постоянный работник на предприятии получает, например, 1800 евро в месяц, а присланный от посредника - всего 950 евро, причём за одну и ту же работу. И нет проблем с избавлением от таких работников, если они вдруг стали не нужны, достаточно отослать их обратно в контору посредника. Предпринимательство по сдаче в прокат рабочей силы превратилось в выгодную отрасль немецкой индустрии, в которой на июнь 2008 года работало около миллиона человек (580000 мужчин и 208000 женщин). С наступлением мирового "финансового кризиса" 150000 человек занятых в прокатной-индустрии лишились своих рабочих мест и оказались безработными. А вообще эта форма трудоустройства является узаконенным рабством в Германии. Но куда денешься, если вообще никакой работы нет?...

 

 Кнут и пряник

 

 В чём же заключается надёжность капиталистической системы, почему она такая живучая? Да всё в её простоте! Кнут и пряник – вот и все основные средства по управлению всем капиталистическим строем.

 На всех предприятиях, нанятые капиталистами менеджеры нанимают рабочую силу, специалистов и выжимают из них все соки, получая прибыли и сверхприбыли. Для того чтобы "рабсила" не бунтовала и не трепыхалась, для неё имеется стимулы, именуемые «кнут и пряник». "Пряник" - зарплата, которая позволяет худо-бедно купить в кредит машину, квартиру и всякие нужные вещи. Пряник – это такие хорошие чаевые лакеям-менеджерам, что им становится всё «по барабану», им наплевать на всё. "Кнут" - это целая свора безработных, которые сидят на жалком пособии и готовы на любую работу, за любую зарплату. Безработными люди являются не потому, что они неумехи, что неграмотные или неквалифицированные, нет. Просто это "кнут" в стимуляции к труду работающих. Именно благодаря безработице можно выжимать из работяг все соки и платить по минимуму, то есть нещадно эксплуатировать. Стоит возмутиться измождённому трудом работяге, как его тут же выбросят на улицу, а его место уже готова занять целая очередь из полусотни воющих с тоски безработных, готовых на минимальную зарплату и на каторжный труд

 Кнут – это драконовские меры по отношению к работающим и к безработным. Положа руку на сердце, хотелось бы более приятных мотиваций к труду, чем "кнут и пряник" капитализма. Наверно всё возможно при разумном отношении ко всему.

 Некоторое сдерживание бессовестного обдирания народа происходит только из опасения бунтов и революций, из-за опасения, что в отчаянии народ сможет опрокинуть несправедливую античеловеческую систему жадных и беспринципных паразитов-капиталистов. Поэтому капиталистическое государство вынуждено платить безработным пособие и проводить различные социальные программы. Впрочем деньги на всё это валятся не с неба, а из карманов тех же трудящихся в виде налогообложения.

 Какая же это демократия, если там, в каждой их этих капиталистических стран, 5-8 миллионов безработных безжалостно выброшены "демократической системой" из жизни? Ведь у капитализма более чем достаточно средств для создания новых рабочих мест и для переобучения кадров для них. А капитализм вместо этого предпочитает выплачивать огромные средства на пособия целой армии "бездельников"-безработных. И всё потому, что безработные - это не просто лишние люди, и безработица - не стихийное бедствие, а потому, что всё это - трюк капитализма под названием "кнут и пряник", позволяющий держать на коротком поводке трудящихся и легко с ними справляться.

 Полиция и специальные силы напрямую являются кнутом, обеспечивая охрану порядка, разгоняя демонстрации граждан, недовольных условиями труда и жизни, требующих достойной оплаты за свой труд.

 

 Проституция

 

 Хотелось бы коснуться ещё одной стороны жизни капиталистического общества, которая характеризуется в существовании такого явления, как проституция. Нам когда-то всем было смешно от той фразы, произнесённой с экрана телевизора – у нас секса нет!

 У нас не было секса, но население прибавлялось, невзирая ни на что. Теперь и у нас есть секс, проституция – всё как на Западе! А вот население стало катастрофически убывать. Впрочем, такая же тенденция характерна и для нынешнего Запада, там тоже баланс между рождаемостью и смертностью приходится в пользу последней.

 Проституток называют жрицами любви и уверяют, что проституция является самой древнейшей профессией. То, что многие десятилетия в нашей стране было постыдным и унизительным занятием, сейчас превратилось в довольно привлекательное средство для зарабатывания денег. На Западе это занятие признано своего рода индустрией, в которой платятся налоги, действуют профсоюзы. Круглосуточно по телевидению идёт реклама интимных услуг. Ну что поделаешь, раз есть спрос и предложение, то бизнес будет процветать. Тут есть небольшая загвоздка с этим бизнесом, в плане моральном. Наверняка никто не желает, чтобы его дочь стала жрицей любви, ночной бабочкой, путаной, проституткой. Но ведь проститутки, они все чьи-то дочери, чьи-то сёстры... По каким соображением они становятся проститутками, что их толкает к этому занятию, никто наверно точно не знает. Но то, что имеются для этого все предпосылки, имеются отработанные методики, сутенеры и соблюдены законные формальности – это точно известно. Кроме узаконенной проституции существуют подпольные нелегальные бордели, где сексуальные рабыни исполняют любую прихоть клиентов. В это рабство часто попадают девушки и женщины из бывших социалистических стран и наши соотечественницы, наши сёстры, дочери. Жизнь для них заканчивается, когда они попадают в ловушку к современным работорговцев. Время от времени нам становится известно о таких случаях их прессы и телевидения, но основная часть этого преступного бизнеса остаётся неведомой никому.

 

 Фокусы с деньгами

 

 Можно ещё вспомнить другие структуры капиталистического общества, которые делают деньги, словно фокусники, вообще из ничего. Это банки и страховые компании, адвокатские конторы и устроители лотерей. Благодаря несовершенству закона и ловким манипуляциям они легко завладевают огромными денежными средствами, обирая людей. Разумеется их деятельность очень сложная, не всякий может понять тонкости их профессии, но суть та же, что и у лихого напёрсточника в подземном переходе, который однозначно вытянет из вас деньги, как только вы окажетесь в сфере его действий. Именно в итоге махинаций с финансами возникают финансовые кризисы, которые разоряют даже крупные фирмы и делают ещё более нищими беднейшие слои населения. Только крупные финансисты и монополисты ничего не теряют в этих кризисах, а становятся ещё богаче.

 

 Глобализация

 

 Нынешний капитализм, защищённый от многих всевозможных потрясений, вышел на свой новый этап развития, называемый глобализацией.

 Глобализация, как высшая стадия интернационализации международной экономической интеграции, выражается в ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между этими странами

 Глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать, как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Это было бы совсем не плохо, если во главе этого процесса не стояли хищные акулы мирового капитализма.

 

 Ведь смысл глобализации сводится к невиданному размаху и ускорению процесса хищнической эксплуатации империалистическими странами ресурсов всего мира.

 Как утверждает С.Кара-Мурза, "золотой миллиард" потребляет львиную долю всех ресурсов на планете. Если хотя бы половина человечества начнёт потреблять ресурсы в таком же объёме, их очевидно не хватит.

 По мнению С.Кара-Мурзы, за термином «золотой миллиард» стоит определённая, целостная геополитическая, экономическая и культурная концепция:

 развитые страны, сохраняя для своего населения высокий уровень потребления, будут политическими, военными и экономическими мерами держать остальной мир в промышленно неразвитом состоянии в качестве сырьевого придатка, зоны сброса вредных отходов и источника дешёвой рабочей силы.

 "Золотой миллиард" - выражение, означающее население развитых стран с достаточно высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов. Численность данного населения в миллиард связана с численностью суммарного населения таких стран и регионов, как США, Канада, Австралия, Евросоюз, Новая Зеландия, Япония, Израиль к началу третьего тысячелетия.

 

 Сырьевые базы капитализма

 

 Кроме развитых капиталистических стран, существует множество неблагополучных, неразвитых капиталистических стран. Там вроде тот же капитализм, но такая удручающая бедность, что невозможно описать словами. Считается, что экономическое развитие капиталистического государства представляет собой некоторую последовательность стадий, и что современные неразвитые страны до сих пор находятся на некой низшей стадии, через которую развитые страны уже давно прошли. Но на самом деле эти страны по-прежнему остаются всё на той же отсталой стадии, и им не светит когда-либо стать развитыми.. Это не зависит от экономических, политических, социальных и культурных особенностей этих стран, это зависит только от решения и воли современных хозяев мира. В отличие от старого колониализма, не просто колонизаторы эксплуатируют развивающиеся страны, а высокоразвитые капиталистические страны эксплуатируют слаборазвитые страны, которые как будто являются такими же капиталистическими. Такая эксплуатация, являющаяся по существу ограблением других стран, превратилось основной источник обогащения стран «золотого миллиарда». Конечно, нынешний капитализм совсем не так прост, каким он был на заре своей туманной юности. В сегодняшнем мире главной силой выступает трансконтинентальный космополитический финансовый капитал, который подчинил себе не только отдельные отрасли, но и вообще все структуры во всех странах мира. Этот капитал диктует всему миру политические решения и подгребает под себя любых предпринимателей, любые правительства.

 Помните, как в фильме Бриллиантовая рука: -А не будут слушаться, отключим газ! Да они кому хочешь кислород перекроют! Так что не удивительно, что многим развивающимся странам суждено навеки стать всего лишь ресурсным придатком развитых капиталистических стран. Положение рабочих в этих странах во много раз хуже, чем в развитых капиталистических странах. Пособия по безработицы мизерны или вообще отсутствуют. Власть имущие со своей жадностью и бесконтрольностью не оставляют порой шансов детям, старикам и неимущим, за которых некому обычно заступиться. А все мы бываем детьми и стариками в определённый момент, так и за нас никто не вступится.

 Подавляющее число людей живёт за чертой бедности, в нищете и в голоде. Поэтому велика смертность от голода и болезней в этих странах. Кроме того в развивающихся странах распространены детский труд и детская проституция.

 

 Экономическая зависимость от капитала, а не воля и желание лиц наемного труда определяет их положение в обществе «равных возможностей». Не интересам трудящихся, а интересам капитала подчинена вся социальная система современных буржуазных государств. Именно в этом кроется самая суть капиталистического способа производства.

 

 Таким образом, перед всеми странами, пока ещё не подвергнувшимся интенсивной глобализации, встает вопрос о выборе стратегии развития. Или подчиниться диктуемым глобализаторами правилам игры, или прекратить скатываться в эту бездонную пропасть, установить собственные приоритеты, стратегию и тактику. Переиграть капиталистов никогда не получится, у них всегда есть в запасе лишних пару тузов в колоде, хитрые ходы и разного рода удавки на худой конец.

 

 Происхождение капитала

 

 А откуда вообще взялся капитал у капиталистов, капитал благодаря которому они оплачивают услуги всей пирамиды, наверху которой они блаженствуют, ни ударяя палец о палец?

 Обычно вам предложат на эту тему душещипательную историю о бедном мальчике, который во всём себе отказывал, копил цент за центом и в конце концов стал богатым.

 То, что ему свалилось наследство от подавившегося от жадности богатого дядюшки, этот факт предпочитают не упоминать. Капиталы накапливались постепенно веками, переходя из рук в руки, увеличиваясь и приумножаясь.Поначалу фараоны и феодалы обирали крестьян и ремесленников всевозможными поборами. Потом появилась промышленная буржуазия, которая выжимала соки из наёмных рабочих. Монархия и церковь также интенсивно обирали население. С созданием колониальной системы, происходил грабёж колоний. Захватывались в плен племена в Африке, грузили негров на корабли и везли продавать как рабов на плантации в Америку. Работорговля процветала, и приносила немалое богатство нещадная эксплуатация рабов. В Америке происходил захват золотых и серебряных сокровищ древних цивилизаций индейцев. На морях и океанах процветало морское пиратство. Пираты грабили портовые города и любые проходящие суда. Выжимала средства со всех групп населения налоговая система. Торговля приносила также немалые средства. Ростовщики, давая взаймы, сдирали бешеные проценты и бессовестно богатели.

 Всевозможные жулики, бандиты и мошенники также постоянно охотились за всеми этими богатствами в виде драгоценностей, золота или банкнот, и успешно овладевали ими любым способом. В общем, накопление крупнейших денежных сумм не обходилось без насилия и обмана - грабежа, работорговли, пиратства, мошенничества. И каждый огромный капитал обязан своему происхождению леденящим кровь преступлениям, кровавым убийствам и рабскому труду многих поколений обездоленных людей. Не исключением является происхождение крупных капиталов у нынешних российских олигархов, капиталов, которые невозможно создать честным путём за столь короткое время. Многие века у подавляющего большинства населения во всём мире не было никаких прав, повсюду царили насилие и произвол. Власть расправлялась с недовольными и мятежниками жестоко, вешала, рубила головы, расстреливала, гноила в тюрьмах и на каторге. Остальные вынуждены были жить в нищете, в голоде, умирая от всевозможных болезней происходящих от антисанитарных условий. И ещё совсем недавно, в 20-м веке,

 в Американских "демократических"штатах царило беззаконие и суды Линча по отношению к чёрным и «цветным». В цивилизованной Германии при кровавом фашистском, нечеловеческом режиме дело дошло до массовых казней и сжигания людей в печах...Там тоже делали огромные накопления средств, не брезгуя ничем, в том числе вещами и драгоценностями конфискованными у людей, телами которых топили большие печи концлагерей.

 Билл Гейтс - богатейший человек в мире, компьютерный магнат, основатель и владелец корпорации Microsoft. Свою первую компьютерную программу Билл Гейтс создал в 13 лет. О нем ходят легенды и многие из них, как ни странно, не вымысел писателя-фантаста, а реальность, созданная свободным гением сотен инженеров, дизайнеров и строителей. Главное, что он запатентовал те идеи, которые разрабатывали абсолютно свободно и бесплатно программисты во всём мире, и создал новую группу программистов для поддержки этой гениальной идеи. Поговаривают, что Билл «позаимствовал» идею персонального компьютера (системный блок-монитор-клавиатура-мышка) у Стива Джобса (основателя компании Apple), также «позаимствовал» операционную систему у Макинтош, после чего начал продвигать «позаимствованные» идеи под новым брендом Windows. Он наверно выдающийся маркетолог, у которого есть всё, только с совестью напряжёнка. В общем он, как наши ходорковские, абрамовичи и прохоровы, "кинул" десяток-сотню талантливых молодых программистов с их гениальными идеями, присвоив их себе. Идеи и их воплощение оказались действительно гениальными. Кто же теперь будет копаться в деталях триумфа победителя? Недавно Билл Гейтс выступая перед старшеклассниками огласил несколько правил на пути к успеху. Первое правило:

 »Жизнь несправедлива – привыкните к этому!» ...Остаётся только платить бабки за лицензионный софт...

 Информация об афере со свиным гриппом и сравнение сверхдоходов, полученных за вакцину, компаниями-производителями вакцин, фармацевтическими концернами в то время, когда мировая экономика многих стран просто в глубоком кризисе - совсем недавний пример абсолютно аморальной и асоциальной политики большого бизнеса.

 Этим «страшным гриппом» пугают уже не в первый раз: сначала был птичий, теперь свинячий, завтра будет рыбий грипп... А ведь опять обманули с этой эпидемией: нагнали страху, состригли «бабки» и довольно потирают руки. Так же и с глобальным потеплением, которым неустанно пугают весь мир. Даже необычайно холодная и морозная зима нисколько не смущают этих прорицателей, которые продолжают нести антинаучный бред о глобальном потеплении. К нашему сожалению, это бизнес, они на «потеплении» набьют карманы тугими купюрами и здорово нагреют себе руки.

 

 Часть вторая

 

 Притча о слоне и слепых.

 

 Слепые люди в старину бродили от селения к селению гуськом, держась друг за друга и просили подаяния. Однажды в своём вечном странствии они встретились со слоном. Первый слепой буквально наткнулся лбом на мощную ногу слона.

 -Что это? – спросил он сам себя, охватив ногу слона. Проходивший мимо человек улыбнулся и сказал:

 -Да это же слон. Животное такое!

 -По-моему слон похож на дерево..., - сказал первый.

 Любопытные его слепые товарищи подошли тоже поближе и стали ощупывать слона

 -Слон очень похож на веревку, - сказал другой, который ухватился за хвост слона.

 -Слон очень похож на стену, - возразил третий, который наткнулся на бок слона.

 -Слон похож на толстую змею, - сказал четвёртый, который пощупал хобот.

 -Слон очень похож на опахало, - сказал пятый, который нащупал ухо слона.

 Слепые принялись спорить и каждый громко доказывал правильность сделанного им заключения. Прохожий молча наблюдал за всем этим, а затем сказал им:

 -Никто из вас не видал слона, поэтому вы неправильно его описываете. Слон совсем не похож на дерево, но его ноги похожи на стволы деревьев. На верёвку у слона похож только хвост! Слон не похож на стену, только его туловище с боков, как стены. И на змею не похож, это хобот у него такой. На опахало слон тоже не похож, а вот уши у него – как опахала. Слон соединяет в себе всё это вместе. А вы, хоть отчасти каждый и прав, но все же вы ошибаетесь, потому что не видите его целиком!

 

 Вот так почти в любом споре, где непримиримые соперники пытаются доказать свою точку зрения с пеной у рта., Каждый подтверждает свою точку зрения, приводя доводы, солидные аргументы. Но спор никак не разрешается, потому что всей проблемы целиком с доводами противоположной стороны не видит никто, или не хочет видеть доводов противоположной стороны...

 Поэтому придётся коротенько пробежать всю историю, предшествующую нашему времени. Иначе какие-то детали убегут от нашего взгляда, и мы будем видеть некую ущербную картину...а хочется видеть всё, и сразу... на блюдечке с голубой каёмочкой.

 

 

 Краткая предыстория Руси

 

 Языческая Рось

 

 Как бы попроще начать историю о наших предках, типа того: «сидели у костра Адам и Ева» (но это было бы про евреев)...

 ...не могу начать и так: «сидели у костра Иван да Марья» (это было гораздо позже, судя по именам...)...

 А мне хочется начать с того, что сидели на березу небольшой реки Он и Она - славяне, наши предки, у которых тогда ещё и христианских имён не было. Они смотрели, как красное солнце садится за дальними болотами, и мечтали о будущем своих потомков. И вот Она говорит:

 -Хорошо бы увидеть какими будут наши внуки через тыщу лет...

 -Да, - отозвался Он, - наверно они будут сытыми и свободными. Они будут знать зачем солнце каждый день в болото садится, почему и как оно с утра на востоке из-за лесу подымается...

 -Пусть всё у них будет хорошо, - продолжила Она, - пусть Разум сопутствует им во всех начинаниях, пусть у них не будет врагов, да будут они счастливыми!

 Милые, добрые предки! Мы помним вас, чтим и верим, что сможем ваши мечты воплотить в жизнь. Конечно мы хотим, мы должны и мы можем быть свободными, разумными и счастливыми. Ну зачем нам быть несчастными, зачем нам быть рабами, глупыми алкашами и наркоманами?

 

 До нас почти не дошло исторических документов о той давней поре, разве что встречаются упоминания Византийских летописцев, в которых в основном славяне описаны как воинственные племена. Культура, обычаи и жизнь славян византийцев не интересовали.

 Впрочем, вот кое-что из их свидетельств о наших предках: «Племена склавов и антов одинаковы по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружественны, препровождают их с места на место, куда бы там ни было нужно; так что, если гостю по беспечности принявшего причинён вред, против него начинает вражду тот, кто привёл гостя, почитая отмщение за него священным долгом… У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды, в особенности проса и полбы…Живут они среди лесов, озёр и труднопроходимых болот, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жилищ… Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями… Они опытнее всех других людей и в переправе через реки и мужественно выдерживают пребывание в воде, так что некоторые из них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые опасностью, погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростинки, целиком выдолбленные и достигающие поверхности воды; лёжа навзничь на глубине, они дышат через них и выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт никакого подозрения… Поскольку у них много вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или даров, в особенности тех, которые ближе к имперским границам, а на других нападать». Тут сразу видно, что этот исторический пассаж именно о наших предках, и о нас, потому что тут в каждом слове абсолютно верные характеристики, которые подходят безоговорочно и к нынешнему состоянию общества.

 Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

 С помощью собственной мифологии наши предки объясняли все явления природы и поклонялись своим Богам, а это - ПЕРУН, СТРИБОГ, ДАЖЬБОГ, МАКОШЬ, СЕМАРГЛ ХОРС. По мнению христиан это было язычество. «Язычество», как известно, – крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.

 Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла.

 Около полутора столетий (9–10 века) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства.

 Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. И, как известно, к 9 веку образовалось Киевское государство.

 

 Крещение Руси

 

 И вот, согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. Причём до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и папский католицизм .

 Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции.

 Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

 Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие).

 Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.

 

 Принесенное к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нём звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Само пьянствуя и подхалимствуя, древне-русское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой - проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокого чиновника княжеского - тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами.

 

 Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув „примитивное“ язычество, становилась теперь равной другим христианским народам

 

 Монголо-татарское иго. 1246-1480 годы

 

 Установление ига стало возможным в результате нашествия Золотой Орды на Русь в 1237-1241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в не разорённых землях. Золотая Орда - это государство во главе с потомками Джучи, старшего сына Чингисхана. Образовано около 1224 года как владение в составе Великого Монгольского Улуса.

 В Северо-Восточной Руси иго длилось до 1480 года. В других русских землях ликвидировалось в XIV веке по мере поглощения их Великим княжеством Литовским и Польшей. Полчища захватчиков разрушали, жгли, разоряли и уничтожали русские города, убивали и угоняли в плен жителей русских городов и селений, облагали данью и терроризировали население.

 Русские князья были правителями назначенными представителями Орды. Ханы выдавали князьям ярлыки, являвшиеся знаками поддержки ханом. На территории русских княжеств не было постоянного монголо-татарского войска. Известно 14 видов налогов, из которых главными были: «выход», или «царёва дань», налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамга»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближённым и др. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Церковь и духовенство были освобождены от уплаты подати. И до конца монгольского владычества на Руси, до 1480 г., ни одного случая посягательства ханов на установившиеся привилегии русской церкви. Зачем было было мешать церкви в её неустанных трудах по призыву народа к повиновению власти? Ведь сказал же Иисус:

 «Кесарево кесарю, а Божие Богу», «Ударили по правой щеке - подставь левую», что призывало к смирению, к повиновению властям.

 Но тенденция к освобождению от ига была, на Руси зрели мысли о сопротивлении Орде.

 В 1465 году московский государь Иван Великий установил контроль над Югорскими землями, отказался от уплаты дани больше-ордынскому хану Ахмату. Тогда же он отказался получать ярлык на Великое княжение у хана. Ахмат отправил против Ивана карательный отряд. Спустя два года Касим, правитель Касимовского ханства, союзник Москвы, вместе с русскими войсками предпринял поход на Казань против хана Ибрагима. Однако Ибрагим не дал войску Касима переправиться через Волгу, и ему пришлось вернуться.

 Иван Великий вновь отказывается платить дань в 1472 году. За это хан Большой Орды Ахмат посылает на Москву большой отряд. Иван отправляет против него коломенцев с воеводой Федором Хромым. Затем к этому отряду присоединяются отряды Данилы Холмского и псковского наместника Ивана Васильевича Стриги Оболенского.В 1476 году Иван III в очередной раз отказывается явиться в Орду, для уплаты хану дани. Ахмат заключает союз великим князем литовским Казимиром из династии Ягеллонов против Москвы. Литва и Орда определяют срок нападения - весна 1480. Литовцы собираются выставить около 8 тысяч человек во главе с опытными ротмистрами. Иван III повторно заключает союз с врагом Большой Орды крымским ханом Менгли-Гиреем.

 Было совсем не просто отвадить ханов из Орды от русских земель. Пришлось нашим предкам биться с врагами, которые отошли, оставляя за собой разорённые города и селения. Но далее завоеватели на Русь уже не сунулись.

 

 Большинство историков считают, что итогами монголо-татарского ига для русских земель были разрушения и регресс. В настоящее время большинство историков также подчёркивает, что иго отбросило русские княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания России от стран Запада. Советские историки отмечали, что иго явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства.

 Исследователи отмечают на Руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя»

 Хотя некоторые видят и положительные моменты, в том что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственые междоусобные войны на Руси, и способствовала образованию единого государства из разрозненных княжеств.

 

 Самодержавие и крепостное право

 

 Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ивана III с принятием свода законов единого российского государства ; Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» ограничивала право крестьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Условием перехода была уплата «пожилого» ; компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук. Причем, если крестьянин прожил год, он платил четверть этой суммы, если два года, то половину, если три, то три четверти, а за житье в течение четырех лет платилась вся сумма целиком. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. Приблизительно надо было отдать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животных или 200 пудов ржи.

 Крепостничество в России явилось результатом правовой деятельности органов государственной власти, последовательно издавших на протяжении нескольких столетий указы крепостнического характера. По мнению сторонников этой теории, государство прикрепило крестьян к земле прежде всего в своих интересах, для того, чтобы обеспечить материальную возможность сословию служилых землевладельцев и держателей земли нести военную службу. Таким образом, освободивший от монголо-татарского ига Иван III, вверг свой народ в не менее отвратительное рабство.

 

 Судебник 1550 года, принятый при Иване IV в условиях политики социального компромисса, сохранил право перехода крестьян в Юрьев день, хотя служилые люди настойчиво требовали ликвидации этого права. Была лишь увеличена плата за «пожилое» и установил дополнительную пошлину «за повоз», которая уплачивалась в случае отказа крестьянина выполнять обязанности привезти с поля урожай землевладельца. При этом Судебник обязал господина отвечать за преступления своих крестьян, что усиливало их личную (внеэкономическую) от него зависимость. В начале 80-х годов. XVI в. под воздействием экономического кризиса и запустения в России началась перепись вотчинных и помещичьих хозяйств. С 1581 года на территориях, где проводилась перепись, стали вводиться «заповедные годы», в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. Режим заповедных лет вводился правительством в тот или иной год не по всей стране, а в пределах отдельных земельных владений или административных единиц и распространялся как на сельскую местность, так и на город. К 1592 г. перепись была завершена, и, в этом же году был издан специальный Указ, вообще запрещающий переход крестьян. Отсюда пошла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Лишившись права перехода, крестьяне стали бежать, оседая на «вольных» землях на окраинах российского государства или в вотчинных хозяйствах. Хозяевам крестьян предоставлялось право сыска и возвращения беглых в течение так называемых «урочных лет». В 1597 году царь Федор ввел Указ, который установивший пятилетний срок возвращения беглых и насильственно вывезенных крестьян прежним хозяевам.В том же году был издан указ, по которому кабальные холопы лишались юридической возможности выйти на свободу до смерти холоповладельца. Владельцы холопов получили, кроме того, право превращать в кабальных тех своих холопов, которые служили у них добровольно не менее полугода.

 

 В своем «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев, описал жизнь русского общества второй половины XVIII века, беспощадно и правдиво изобразил ее пороки. С необыкновенной смелостью Радищев бичует самодержавие — главнейшего виновника рабства в России. Острие своей сатиры он направляет против царя, которого называет «злодеем злодеев всех лютейшим», «преступником изо всех первейшим», первым крепостником и покровителем рабовладельцев. Враждебность самодержавия свободе, разуму и гуманизму подчеркивается авторскими описаниями. Радищев называет самодержавие «незаконным порядком, при котором процветают неволя, неправда, мучительство и губительство.

 

  В России господствовал лицемерный либерализм, показной блеск империи, за которым скрывалось самое мрачное и беспощадное рабовладельчество, произвол, дикость нравов помещиков, праздность, роскошь, казнокрадство вельможных сановников. Положение крепостных крестьян ничем иным как рабство назвать было нельзя.

 

 Правдивые, реалистические картины крепостного права предстают перед читателем «Путешествия». Слова «рабский» и «» часто встречаются в описаниях этих картин, потому что они наиболее полно характеризуют

 «Мы шесть раз в неделю ходим на барщину да под вечером возим оставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша, - рассказывает крепостной, - а бабы и девки для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды». Чтобы прокормить свою собственную семью, крестьянин вынужден работать в воскресенье и по ночам. Не удовлетворяясь барщиной и оброком, помещики отдают своих крестьян «в аренду». Вот как крестьянин списывает «аренду»: «Голый наемник дерет с мужиков кожу; даже

 лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город: все работай на него, для того, что он подушные платит за нас. Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу».

 

 Помещики бесконтрольно правят в своих имениях, чинят там суд и расправу. Они вольны распорядиться временем, имуществом, свободой, личностью и даже жизнью крепостных рабов. Помещик отнял у крестьян «всю землю, скотину всю у них купил по цене, какую сам определил, заставил работать всю неделю на себя, а дабы они не умирали с голоду, то кормил их на господском дворе и то по одному разу в день, а иным давал из милости месячину».

 Обычным явлением была публичная продажа крепостных. Каждую неделю в газетах появлялись объявления о предстоящих торгах, на которых распродавалось имущество дворян, несостоятельных должников, проигравшихся в карты, промотавших свое состояние. За скупыми строчками объявления: «По определению уездного суда продаваться будет с публичного торга недвижимое имение и при нем шесть душ мужского и женского пола», вот что скрывалось. Оказывается, продается: престарелый дворовый, отставной солдат, который вынес на плечах с поля боя раненого своего господина, старуха, кормилица матери молодого барина, вдова 40 лет, кормилица и няня барина, ее дочь - девушка 18 лет.

 Невыносимые бытовые условия жизни крепостных, внутренний вид и «убранство»

 крестьянской избы, одежда, обувь и пища крепостных не могут не вызвать у каждого честного человека содрогание и яростный гнев против жестокосердия помещиков. Вот мрачные картины крестьянского быта: четыре стены избы так же, как потолок, покрыты толстым слоем сажи, пол в щелях, на вершок, залепленный грязью, печь без трубы каждое утро, летом и зимой, наполняет избу дымом, в окнах натянутый пузырь заменяет стекла. Убога утварь в этой избе: два или три горшка, деревянные чашка и кружка, стол, срубленный топором, корыто для корма свиньям или телятам. Горестное впечатление производит одежда и обувь крестьянина: посконная рубаха, «обувь, данная природой», онучи с лаптями для выхода. На всем лежит печать нищеты.

 Крестьянин, работающий от зари до зари на помещика, вечно голодает: квас и хлеб, состоящий из одной четверти непросеянной муки и трех четвертей мякины, — основная пища крестьянской семьи. Поэтому неудивительно, что сахар крепостные называют «барским кушаньем», лакомством, доступным только богатым.

 

 Мрачные картины жизни крепостных вызывают у Радищева ярость против самодержавия и крепостного права — виновников страданий, на которые обречены крестьяне. Обращаясь к помещикам, он восклицает: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем — воздух. Да, один воздух».

 Гневно обличая крепостные порядки, автор «Путешествия» не только сочувствует бедственному положению крестьян, но и глубоко верит в их нравственные и духовные силы. В своем плачевном положении крестьяне сохранили черты подлинной человечности и величия, которых лишены помещики. Труд делает крестьян нравственно непобедимыми, вселяет в их душу сознание того, что они первые люди на Руси, ибо кормят, одевают, обувают всю страну. Писатель восхищается духовной силой и трудолюбием крестьян, любуется их физической красотой. Чувством собственного достоинства проникнуты слова молодого рекрута: “я есть человек всем другим равный”. Эти слова убеждения самого Радищева.

 

 В XVII веке в экономическом развитии России, с одной стороны, появились такие явления, как товарное производство и рынок, а с другой – продолжали развиваться феодальные отношения, постепенно приспосабливавшиеся к рыночным отношениям. Это время характеризовалось также усилением самодержавия и образованием предпосылок для перехода к абсолютной монархии. Кроме того, XVII в. ; это эпоха массовых народных движений в России.

 В условиях развития товарного обращения вотчинные и помещичьи хозяйства стали постепенно втягиваться в товарно-денежные отношения, начался переход этих хозяйств от натурального производства к товарному, но основанному на крепостном труде. Возросшие возможности реализации сельско-хозяйственной продукции на рынке привели к росту барщинной системы хозяйства: вотчинники и помещики расширяли «барские» запашки, что сопровождалось увеличением отработочной ренты и, соответственно, усилением феодально-крепостнической эксплуатации крестьян. В хозяйствах крупных феодалов стали устраиваться различного рода мануфактуры и винокуренные заводы. Однако большинство денег, которые приобретались вотчинниками и помещиками в результате торговли, шло на покупку земель или превращалось в ростовщический капитал.

 

 В 1613 году царем становится Михаил Федорович Романов. Его царствование ознаменовалось дальнейшим закрепощением крестьян. Для некоторых землевладельцев, в виде частной льготы, увеличивался срок сыска беглых крестьян с 5 до 10 лет, а с 1642 года десятилетний срок становится уже общей нормой для розыска беглецов. Более того, для крестьян, насильственно вывезенных владельцами других земель, устанавливается пятнадцатилетний срок сыска. Одновременно входит в практику уступка или продажа крестьян без земли.

 В 1645 году царем становится Алексей Михайлович Романов.

 При нем было проведено ряд реформ. Прежде всего был изменен порядок взимания платежей и несения повинностей. Вместо прежнего, поземельного принципа сбора налогов их стали собирать по наличному количеству крестьян в поместьях и вотчинах, что избавило дворян от необходимости платить за пустующие участки и увеличило обложение крупных земельных владений. В 1646 ; 1648 годах была проведена подворная опись крестьян и бобылей.

 В 1717 году При Петре I наступает новый этап в торгово-промышленной политике. Государство отказывается от монополии на продажу за границу ряда ходовых товаров. Владельцы мануфактур освобождались от службы, а с 1721 г. им предоставляется право покупать к предприятиям крепостных, тем самым было положено начало применению крепостного труда в промышленности.

 В 1722 году владельцы мануфактур получили право не возвращать помещикам беглых крестьян, овладевших мастерством.

 В 1718 – 1724 годах была проведена перепись крестьянства, после чего в стране подворное обложение было заменено подушной податью. Связано это было с тем, что некоторые помещики утаивали количество дворов или объединяли несколько семей родственников, а иногда даже и чужих друг другу людей в один двор.

 По переписи численность населения России составила 15,6 млн. человек, в том числе мужского пола – 5,8 млн.

 

 В 60;70-х годах по России прокатилась волна крестьянских выступлений. Наиболее крупное из них ; это восстание Емельяна Пугачева, выдававшего себя за убитого императора Петра III. Народное восстание отрезвляюще подействовало на императрицу и подтолкнуло ее к мысли, что существующая система управления на местах не в силах предотвратить разрастание крестьянских волнений.

 19 февраля 1855 г. на престол вступил Александр II. Его правление (1855;1881 гг.) стало периодом радикальных преобразований российского общества, главным из которых стало освобождение крестьян от крепостной зависимости.

 В основу концепции крестьянской реформы были положены следующие идеи: ее цель - переворот в аграрном строе России, начальная стадия которого - освобождение крестьян от личной зависимости, конечная - превращение их в мелких хозяев при сохранении значительной части помещичьего землевладения.

 Предполагалось предоставление крестьянам в пользование (за повинности), а затем в собственность (за выкуп) земельных наделов, которыми они пользовались до отмены крепостного права, исчисление повинностей от их дореформенных размеров, участие государства в процессе выкупной операции в качестве кредитора. И хотя при обсуждении проектов отмены крепостного права в Главном комитете и Государственном совете в них были внесены под натиском консервативных сил поправки в интересах помещиков (надельный фонд был уменьшен на 20%, повинности повышены, отчего возросла стоимость выкупа каждой десятины земли), в официальных документах была сохранена либеральная концепция разрешения крестьянского вопроса, заключавшаяся в освобождении крестьян с землей на условиях выкупа.

 19 февраля 1861 года Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.

 

 После отмены крепостного права

 

 После 1861 г. в руках помещиков находились огромные земельные площади. После отмены крепостного права помещикам пришлось перестраивать свое хозяйство на рыночных началах. Они имели возможность организовать систему хозяйства, переходную от барщинной к капиталистической. Сделанные во время реформы отрезки заставляли крестьян арендовать землю у помещика. Но нередко они не могли предложить ему в качестве арендной платы ничего, кроме своего труда. Подобные формы эксплуатации получили название полукрепостнических. Некоторые помещики пытались вводить капиталистическую систему хозяйства. Они заводили собственный рабочий скот

 и инвентарь, покупали сельскохозяйственные машины, нанимали рабочих. Но эти формы хозяйствования прививались с трудом. Им непросто было конкурировать с кабальными формами эксплуатации, для которых реформа 1861 года создала благоприятные условия.

 Вообще после 1861 г. отношение помещиков к крестьянам сильно изменилось. Раньше помещик нередко жалел своих крестьян, приходил к ним на помощь (как-никак все же собственность). Теперь он готов был выжать из них все соки и бросить на произвол судьбы. Крестьянство после реформы заметно расслоилось по имущественному признаку. В дореформенной деревне группы богатых, средних и бедных крестьян не были постоянными по своему составу. На протяжении жизни одного крестьянина его семья могла побывать во всех трех группах. После реформы 1861 г. усилилось наследственное закрепление крестьянских семей в разных социальных группах. Зажиточные семьи, которым теперь не приходилось делиться с помещиком своим достатком, стали передавать его по наследству лучшие свои угодья, а другие земли отдавали под отработку.

 Крепостное право было фактически рабством, а после его отмены лучше не стало. Как говорится – хрен редьки не слаще. Неспроста ведь Александра II, отменившего крепостное право, отблагодарили многочисленными покушениями и, в конце концов, убили через 20 лет после этой реформы. Народ и после этой реформы, задавленный новыми взаимоотношениями с помещиками, оставался угнетённым, забитым и безграмотным. Хотя было объявлено об освобождении от рабства, но до реальной свободы народу было ещё далеко.

 

 Рабочий класс России

 

  Крестьянская реформа 1861, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической формации, продолжавшийся промышленный переворот способствовали складыванию пролетариата России в самостоятельный класс общества. С 1865 по 1890 годы численность рабочего класса возросла с 706 тыс. человек больше чем вдвое.

 Главным источником пополнения рядов пролетариата было разорявшееся крестьянство.

 Условия труда и быта рабочих были очень тяжёлыми. Продолжительность рабочего дня в середине 80-х годов 19 века составляла 12-13 часов. Зарплата была крайне низкой, значительная её доля уходила на штрафы (в 80-е годах 19 в. до 40%), часть её выдавалась в натуральной форме (продуктами из лавки хозяина). Около 2/5 рабочих проживали в домах казарменного типа, лишённых элементарных удобств. Техника безопасности на производстве почти отсутствовала. Широко использовался женский и детский труд, оплачивавшийся ниже мужского. Страхование по болезни, старости, в связи с травмами на производстве распространялось лишь на небольшую группу рабочих. Фабричного законодательства до середины 80-х годов 19 века фактически не существовало. Политически рабочий класс был совершенно бесправен. Борьба пролетариата против капиталистической эксплуатации в 60-х - начале 90-х годов носила преимущественно экономический характер. Первоначальными её формами были стихийные волнения, позже - стачки. С середины 90-х годов 19 в. начался пролетарский этап в освободительном движении, характеризовавшийся массовым рабочим движением и соединением его с теорией научного социализма. Громадную роль в этом процессе сыграл основанный в 1895 Лениным Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который представлял собой зачаток пролетарской партии в России. Под влиянием «Союза» подобные марксистские организации возникли в др. городах страны (Москве, Иваново-Вознесенске, Киеве, Екатеринославе и т.д.). Важный шаг в деле объединения различных социал-демократических организаций был сделан в 1898 на Первом съезде РСДРП.

 

 

 Притча о раздаче земли

 

 Однажды Бог объявил, что будет раздавать земли всем народам земли. И в назначенное время, с утра пораньше к нему за землями выстроилась приличная очередь из царей и королей. Бог щедро нарезал земли королям французскому, немецкому, польскому, испанскому, итальянскому...В общем, всем кто стоял в очереди, что-нибудь да перепало И вот, когда уже все земли были розданы, к Богу явился русский царь.

 - Почему ты не пришел ко мне, как было велено? У меня не осталось больше земель, я их все раздал другим народам! - сказал Бог русскому царю несколько раздражённо

 На что русский царь ответил Богу, кланяясь:

 -Господи, я же не вахлак какой, чтобы к Богу являться с утра едва глаза продрав. С утра в баньку сходил, попарился, помылся, побрился, помолился, да стопку водки откушал...

 -Ага, помолился значит..., ну ладно, - говори Бог, - на тебе вот этот меч, иди сам себе что отвоюешь с ним – всё твоё!

 И пошёл русский царь с мечом себе отвоёвывать земли... Так образовалась Российская Империя.

 

 В хронологическом порядке почти все эти завоевания земель выглядят следующим образом:

 

 Список войн России

 Древние славяне (до 862 г.)

 • Столкновение славян с Византией в 493 г.

 • Набеги славян на Фракию (547-552)

 • Война антов с аварами 561 г.

 • Осада славянами Фессалоников 584 г.

 • Война антов с аварами 602 г.

 • Осада Константинополя (626)

 • Поход Византии на славян 688 г.

 • Поход Византии на славян 783 г.

 • Поход русов против Византии (830-е годы)

 ...Было нашествие варваров, росов - народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чём другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они - этот губительный и на деле, и по имени народ, - начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигнул наконец и до отечества святого (св. Георгия), посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы.

 

 Набег русов на окрестности византийской столицы Константинополя в июне 860 года.

 

 В 860 году Византия вела ожесточённую войну с арабами в Малой Азии. В марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам. В апреле-мае стороны произвели обмен пленными, однако уже в начале июня византийский император Михаил III во главе армии покидает Константинополь для вторжения на территорию халифата Аббасидов. Нападение оказалось полной неожиданностью для жителей Константинополя, не ждавших нападения с Чёрного моря. Столица Византии ограждалась двойной высокой стеной со стороны суши. Со стороны пролива Босфор и бухты Золотой рог стена была невысокая. За пределами крепостных стен и на берегах Босфора проживало немало людей, не успевших бежать. На закате 18 июня 860 около 200 русских судов причалили к берегам Босфора. Иоанн Диакон, посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники», сообщает о 360 кораблях. Византийцы смутно представляли, кто напал на них. Фотий уже в дни осады называл русов «народом с севера», «народом от краев земли».

 Набег русов затронул не только столицу Византии, но также окрестные места, в частности Принцевы острова в Мраморном море. Опальный константинопольский патриарх Игнатий, находясь в ссылке на одном из островов, едва избежал гибели, как об этом сообщает Никита Пафлогонянин в «Житие патриарха Игнатия», сочинении начала X века:

 «В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту прийдя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия [Константинополя] острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами.»

 

 Судя по этим историческим хроникам, уже дохристианская Русь была довольно воинственным и весьма солидным образованием, если могла совершать такие набеги.

 Последующие войны только подтверждают




Публицистика

      Версия для печати
      Читать/написать комментарий                    Кол-во показов страницы 39 раз(а)





Рекомендовать для прочтения


Проверить орфографию сайта.
Проверить на плагиат .
^ Наверх






Авторы Обсуждения Альбомы Ссылки О проекте
Программирование
Hosted by Хостинг-Центр