—амиздат “екст
RSS јвторы ќбсуждени€ јльбомы ѕомощь  абинет


(јдрес почты tulasi_07@mail.ru)

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ.  ќћћ≈Ќ“ј–»» Ѕќ√ј. „ј—“№ 48. √Ћј¬ј 18. —“. 1-12. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 5.

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ.  ќћћ≈Ќ“ј–»» Ѕќ√ј. „ј—“№ 48. √Ћј¬ј 18. —“. 1-12. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 5.

√лава 18. —овершенство отречени€.

1.јрджуна сказал.

я хочу знать, о, ћногорукий, об отречении санйаса, а также, о, ’ришикеша, в чем заключаетс€ его отличие от отречени€ тйага, о,  еши-Ќишудана.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ќа тот период существовали два понимани€ отрешени€. » когда речь могла идти об отрешении, то необходимо было правильно или точно понимать, о каком отрешении идет речь. Ќадо было также понимать, что у них общего и в чем отличие, ибо эти вопросы были принципиально важны и были в основе религиозной практики людей, как и надо было пон€ть, какое отрешение рекомендовано Ѕогом, чтобы духовна€ практика была без отклонений и давала лучшие духовные плоды.

2.Ўри-Ѕхагаван —казал.

ќтказ от удовлетворени€ чувств и работы мудрецы знают, как отречение санйаса. ќтказ от всех плодов де€тельности сведующие называют отречением “йага.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

»звестные на тот период виды отрешени€ имеют свое название и свою суть. —аннйаса и “йага. ќтрешение саннйаса заключаетс€ в отрешенном образе жизни, где человек фактически отказываетс€ от исполнени€ работы, как средства поддержани€ тела, и отказываетс€ от удовлетворени€ своих чувств. “акие люди живут в уединенных местах, аскетичны, фактически не работают и живут, побира€сь, тем, что дают люди. ¬о времена јрджуны таких людей считали —в€тыми, считалось, что они осв€щают жилище и потому им всегда давали еду, одежду, жертвовали на жизнь. „то касаетс€ отрешени€ тйага, то это отрешение не было очень распространено, не считалось авторитетным, не считалось духовной практикой, вызывало многие споры, когда человек решал дл€ себ€, какое отрешение, как средство духовной практики ему предпочесть. «аключалось отрешение тйага в том, что человек отказывалс€ от плодов любой своей де€тельности, фактически исполн€€ работу, но просто на уровне мысли перед началом работы посв€щал работу или любой вид де€тельности Ѕогу. Ёто отрешение не требовало жить в уединенном месте, человек мог работать, мог таким образом содержать свою семью и поддерживать тело. ќн не считалс€ св€тым, хот€ был зан€т своего рода духовной практиой, не ходил из дома в дом, не просил пода€ние и мог быть или слыть человеком даже зажиточным, но все же религиозным, идущим по пути отрешени€.

3.¬ этой св€зи одни великие мудрецы говор€т, что от работы следует отказатьс€, как от причины греха, а другие считают, что никогда не следует отказыватьс€ от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

¬се эти и следующие ответы идут дл€ јрджуны и его современников, согласно уровню их материального и духовного развити€. —овременный человек должен из всего брать то, что ему рекомендует Ѕог Ћично в комментари€х. Ќо о чем данный стих? „то надо из него было извлечь? ≈сть два вида отрешени€: —аннйаса и “йага. ќдин вид отрешени€, саннйаса, Ц категорически отказываетс€ от любой де€тельности, в частности, от работы. ‘актическое неисполнение работы дл€ тех, кто стоит на платформе саннйасы, есть правильный путь, путь не прив€зывающий к работе или другой де€тельности, а значит, человек не будет пожинать плоды греховной де€тельности, ибо он ничего не совершает. “ак мыслит и считает саннйаси. ≈го удаление от материального мира, не выполнение никакой де€тельности, отказ от удовлетворени€ чувств кажетс€ единственно правильным решением. “ак мысл€щие мудрецы отказываютс€ от работы, как от причины греха. “ак думают те, кто выбрал отречение саннйаса. » сто€т на этом, счита€ такую духовную практику действенной, пон€тной, и угодной Ѕогу.

Ќо есть и друга€ точка зрени€ тех, кто все же стоит на рельсах тйаги. »м пон€тней другое. ћожно, ведь, и никуда не уедин€тьс€, не рвать с обществом, не попрошайничать, но работать, но заниматьс€ благотворительностью, но заниматьс€ тапасьей, но заниматьс€ жертвоприношени€ми и все это, как де€тельность всех этих направлений, так и плоды просто посв€щать Ѕогу. Ёто же медитаци€. Ёто же выход на Ѕога посто€нный. “.о. получаетс€, что и работа и все другое есть средство достижени€ Ѕога, духовна€ практика, котора€ также рекомендуетс€ в ¬едах, есть —лово Ѕога и ¬ол€ Ѕога. “ак, почему же этим не воспользоватьс€. Ёто и средство духовного развити€, да и через работу можно поддерживать свое тело и своей семьи.

“аким образом, два вида отрешени€ порождали во времена јрджуны и разное отношение прежде всего к труду. ќдни считали, что труд есть причина греховной де€тельности или источник зла, а другие, что труд есть средство духовного развити€ через посв€щение труда Ѕожественной Ћичности, как и плодов труда.

4.ѕоэтому, о, Ѕхараттасаттама, услышь ћое непоколебимое ћнение об отречении тйага. ќ, пурушавйагра, отречение тйага непременно объ€влено в трех видах (в зависимости от трех гунн материальной природы).

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

ќднако, ”казав суть каждого вида отрешени€, Ѕог собираетс€ все же дать понимание јрджуне о том, как эти два вида отрешени€ св€заны между собой. ѕоэтому или в этой св€зи надо пон€ть, что отрешение “йага существует в трех видах в зависимости от гун материальной природы, т.е. “йага в гуне благости, тйага в гуне страсти и тйага в гуне невежества. „то это означает или как можно трактовать эти гуны и что из этого можно извлечь, чтобы осознать св€зь отрешени€ “йаги и отрешени€ —аннйаса, об этом Ѕог —кажет несколько позже, в стихах 7, 8, 9. ј пока надо знать то, как на самом деле Ѕог относитс€ к фактическому отклонению от выполнени€ работы или к фактическому неисполнению работы, на чем, по сути, основано отрешение —аннйаса. “.е. надо пон€ть, на сколько такое отрешение законно или приемлемо в услови€х материального существовани€ и здесь ћнение Ѕога. ќб этим в стихах 5, 6, 7 (а затем можно вернутьс€ к вопросу об отрешении тйага в трех видах в зависимости от гун природы и пон€ть, какое отношение к отрешению тйага имеет отрешение —аннйаса или как эти два отрешени€ св€заны между собой).

¬ следующих стихах ћнение Ѕога об отказе от фактического исполнени€ работы, на чем основываетс€ отрешение —аннйаса:

5.Ќикогда не следует отказыватьс€ от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы, но непременно их исполн€ть. ∆ертвоприношени€, благотворительность, также непременно тапась€ очищает даже великие души.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

ћнение Ѕога Ц «акон. ќднозначно надо работать. » не только фактически работать и этим поддерживать свое тело, но и реально заниматьс€ жертвоприношени€ми, благотворительностью, тапасьей, ну, и самим трудом. Ёто Ц неоспоримое, окончательное, не подлежащее сомнению ћнение ¬севышнего. Ѕог ”казывает, что, как бы высоко ни сто€ли, условно говор€, великие души (великих нет, но так надо было сказать дл€ јрджуны, ибо так требовала его ступень и его современников), но никому и никогда не помешает в их духовном развитии и благотворительность, и аскетизм, и жертвоприношени€, не говор€ уже о фактическом исполнении работы, через которую каждый об€зан поддерживать свое тело. »бо, иначе, о каком преданном служении Ѕогу можно говорить? Ќи о каком. „еловек будет посто€нно ни в ту сторону смотреть, не исполн€ть долг и думать, где вз€ть еду и чем покрыть тело.

6.Ќо и во всей этой де€тельности следует отказатьс€ от прив€занностей и плодов, а также исполн€ть, как долг, о, ѕартха. Ёто ћое непоколебимое лучшее ћнение.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ќо речь идет о такой работе, котора€ бы не только фактически выполн€лась, но и была угодна Ѕогу  ришне. ѕоэтому Ѕог дополнительно требует, чтобы работа исполн€лась, как долг, без прив€занности к плодам работы или, что тоже самое, работа должна посв€щатьс€ Ѕогу  ришне. Ёто Ц окончательное ћнение Ѕога, јбсолютное ћнение Ѕога. Ёто Ќепоколебимое ћнение Ѕога. “олько так. » работать фактически необходимо и посв€щать Ѕогу плоды своего труда, не прив€зыва€сь таким образом ни к процессу труда, ни к плодам, но полностью, понима€,  то за всем стоит, посв€ща€ свой труд Ѕогу. Ѕог сказал однозначно и определенно.

7.„еловек никогда не должен отказыватьс€ от предписанной де€тельности. ≈го Ђвысокоеї отречение, вызванное иллюзией, объ€вл€етс€ отречением ть€га в гунне невежества.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

ј что мы видим в отрешении —аннйаса? …ог ставит перед собой великую цель, духовное развитие и достижение ¬севышнего, и поэтому, име€ в себе такую цель, не желает работать, считает по своим причинам работу злом, ибо она прив€зывает к материальному миру, поэтому считает работу источником греха и предпочитает жить отшельником и побиратьс€ по домам, как бы осв€ща€ жилища людей и таким образом получа€ еду и одежду и все, что попросит или дадут люди и сочтут за честьЕ Ќо нет. “ак жить и так служить Ѕогу Ѕог запрещает. Ќо только трудитьс€ и только так, как указал Ѕог, т.е. не отказыва€сь от фактического труда, и на уровне мысли предлага€ свой труд Ѕогу, и на уровне мысли не претенду€ на плоды и чтобы ими не распор€жатьс€, ибо Ѕог —ам поведет и укажет обсто€тельствами, как потратить плоды труда. Ќо данным стихом Ѕог √оворит однозначно, что отрешение от работы фактической, даже если у человека нека€ высока€ причина, есть отрешение тйага, но в гуне невежества. ¬от в чем св€зь —аннйас€ и тйаги. —аннйаса Ц разновидность тйаги, есть сама тйага, но в гуне Ќ≈¬≈∆≈—“¬ј.

„то же тогда с такой саннйасой делать? » она тйага, имеет право на существование; но результат или ћилость Ѕога будет друга€, ибо есть в такой тйаге в гуне невежества не следование ¬оле Ѕога. Ќо если ступень человека низка€, если он только так может отрекатьс€ от мира и при таком условии осуществл€ть духовную практику, то Ѕог даст человеку по его ступени, но выйти с таким отрешением за пределы материального мира на духовный план он не сможет, но повращаетс€ в колесе сансары и все же придетс€ человеку идти к Ѕогу правильно, т.е. через фактический труд и отказ от плодов своей де€тельности, т.е. через карма-йогу. Ќо что в отрешении саннй€са будет полезно, то Ѕог сохранит человеку в его новом рождении и употребит в преданном служении, ибо ничего у Ѕога не может быть потер€но. „то человек той или иной духовной практикой заработал, то и будет ему началом нового пути в новой практике в новом рождении.

ƒалее, Ѕог √оврит об отрешении тйага, но уже под вли€нием гуны страсти и благости. Ёто тоже надо хорошо понимать, чтобы правильно исполн€ть духовную практику, не ошиба€сь и без заблуждений, ибо это дорого обходитс€ человеку.

8.¬ этой же св€зи, непременно несчастлив тот, кто отказалс€ от исполнени€ работы из страха или из-за неудобства телу. ќн находитс€ в отречении тйага в гунне страсти и никогда в результате такого отречени€ не насладитс€ плодами.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

ѕродолжа€ вопрос об отрешении тйага, надо понимать, что это отрешение находитс€ под вли€нием трех гун природы.  ак про€вл€ет себ€ тйага в гуне невежества? ”же было рассмотрено. ≈сли тйага в гуне невежества, то она называетс€ саннйасой. “.е. человек и не хочет работать и не работает фактически. Ќо посв€щает свою жизнь Ѕогу через отказ от наслаждений материального мира, уедин€етс€ или живет отшельником и побираетс€, так поддержива€ свое тело. ќн отказываетс€ от работы фактической из-за своих высоких устремлений Ц служить Ѕогу и чтобы ничто не мешало. ј как прожить Ц Ѕог даст через пода€ни€. » Ѕог дает через людей, но и предупреждает, что отрешение от работы фактическое не на пользу, не на пользу и духовной практике. Ќо если ступень не высока€, а человек религиозен, то свое из такого отрешенного образа жизни он извлечет и будет использовано в следующем рождении. Ќо о выходе на духовный план не следует думать. —аннйаса не выведет. »бо надо было работать и работать фактически, но с условием посв€щени€ плодов труда и самого труда Ѕогу  ришне.

Ќо помимо отрешени€ тйага в гуне невежества (что есть саннйаса), есть отрешение тйага в гуне страсти. » этот случай здесь, в ст.8 также описан. »ли более конкретно. ≈сли человек отрекаетс€ от фактического исполнени€ работы из страха или неудобств телу, то в таком случае, если именно это есть причина фактического не выполнени€ труда или отказа от работы, то такое отрешение от работы есть отрешение тйага в гуне страсти. ≈сли это причина, то и в этом случае результат дл€ человека будет неудовлетворительный. “акое отрешение никак нельз€ приобщить к отрешению духовного пор€дка, и поэтому нет смысла говорить о духовных плодах. ѕросто человек не осилил труд, не претерпел, не пожелал поднапр€чьс€, не преодолел труд, который ему дал Ѕог. ¬ этом случае он может и пострадать, ибо в наказание Ѕог долго ему не даст работу, невозможно будет поддерживать свое тело, и человеку придетс€ все же пойти по пути преодолений через труд, который ему наметил Ѕог, и через который он об€зан и поддерживать свое тело и отдавать долг и собственно развивать те качества, которые через этот именно труд наметил в нем развить ¬севышний. “аким образом, такой отказ, такое отрешение от работы, ведущее к фактическому ее неисполнению из-за неудобств тела и страха есть отрешение тйага в гуне страсти.

9.“аким образом, о, јрджуна, непременно следует исполн€ть работу, как долг, отказыва€сь от прив€занностей и непременно плодов. “акое отречение тйага считаетс€ в гунне благости.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

–ассмотрели отрешение тйага в гуне невежества. ќсознали, что тйага в гуне невежества есть, по сути, саннй€са, фактическое неисполнение работы из-за великой так сказать цели (это здесь важно, духовна€ составл€юща€ причина); тйага в гуне страсти Ц есть отказ от фактического исполнени€ работы в св€зи с неудобствами тела, со страхом, св€занным с работой.

“еперь речь должна пойти о тйаге в гуне благости. ¬ стихе 9 определение такой тйаге Ѕог дает. –аботу надо исполн€ть, как долг, непременно; ибо это ¬ол€ Ѕога, чтобы человек фактически работал, даже занима€сь преданным служением и многими духовными практиками, типа благотворительности, тапасьи, жертвоприношений. » работать. Ќо работать надо при определенных услови€х. » не иначе. “.е. отказыва€сь от прив€занностей, не претенду€ на плоды труда, не счита€ себ€ причиной труда или производ€щим, или распор€жающимс€, полностью посв€ща€ свой труд Ѕогу. ¬от такое исполнение фактическое труда, при таких услови€х, с таким внутренним процессом есть тйага в гуне благости; такое отрешение есть законное, благословленное Ѕогом, разрешаемое и не имеет альтернативы дл€ духовного развити€, как и есть непременное условие дл€ переход€ в свое врем€ на духовный план.

10.–азумный человек, оставивший все сомнени€ и прин€в отречение тйага в гунне благости, никогда не ненавидит неблагопри€тную работу и никогда не прив€зываетс€ к благопри€тной.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ќа отрешение тйага надо ориентироватьс€ в современном мире, его надо прин€ть бесповоротно тому, кто желает успехов на пути к Ѕогу. Ќо к такому отрешению человек должен быть и готов. ќн уже должен быть зан€т в преданном служении, уже устремл€тьс€ по пути аскетизма, добродетели, контрол€ ума, чувств, желаний, непременно должен поклон€тьс€ Ѕогу, чтобы Ѕог начинал с ним работать в этом направлении, непременно должен очищать свое существование, идти по пути не прив€занности к наслаждени€м и посулам материального мира, ибо человек, вступивший на путь тйаги в гуне благости об€зан быть невозмутимым, равным ко всем про€влени€м материального мира, не иметь личного отношени€ к выполн€емой работе, исполн€€, как долг, не пита€ никаких чувств ни к благопри€тному ни к неблагопри€тному в работе, за всем вид€ ¬олю Ѕога. „еловек должен прин€ть отрешение тйага в гуне благости бесповоротно, не вид€ другого пути материального и духовного развити€, жела€ себе подниматьс€ вверх, по ступен€м духовного развити€, понима€, что другого пути нет, этот путь в материальный мир дан Ѕогом, такова ¬ол€ Ѕога.

11.Ќевозможно воплощенному полностью отказатьс€ от работы. Ќо тот, кто отказалс€ от плодов своей де€тельности, его отречение, сказано, есть отречение тйага.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

¬ этом стихе Ѕог несколько упрощает формулировку. „еловек об€зан работать. “акова ¬ол€ Ѕога. Ќо считаетс€ та работа, та де€тельность разрешенной, в которой плоды этой работы посв€щаютс€ Ѕогу, как и сам труд. “.е. человек должен отказыватьс€, по сути, от плодов своей де€тельности, отрекатьс€ от них. ¬ таком случае об отречении говор€т, что это отрешение тйага в гуне благости или можно сказать просто, что такое отрешение есть отрешение тйага (согласно стиху 11, так дано Ѕогом). “.е. выражение Ђотрешение тйага в гуне благостиї и выражение просто Ђотрешение тйагаї - суть одно. ¬сегда, когда человек говорит об отрешении тйага имеетс€ ввиду, что из трех видов отрешени€ тйага имеетс€ именно то, которое в гуне благости. ѕоэтому в вопросе, что есть отрешение —аннйаса и что есть отрешение “йага имеетс€ в виду соответственно Ђотрешение тйага в гуне невежестваї и Ђотрешение тйагаї. “акова между ними св€зь. » там, и там отрешение ть€га, но одна под вли€нием гуны невежества, а друга€ под вли€нием гуны благости. “а, что под вли€нием гуны невежества называетс€ саннйаса, а та, что под вли€нием гуны благости Ц отрешение тйага. Ёто ответ на вопрос јрджуны в ст.1 гл. 18. —ам Ѕог дал јрджуне задать свой вопрос в ст. 1, ибо надо было дать Ѕожественное разъ€снение и за одно и указать, какова ¬ол€ Ѕога относительно работы и как работу следует выполн€ть, чтобы она была разрешенной де€тельностью и чтобы она была средством духовной практики человека.

12.“от, кто не находитс€ в отречении тйага (работает ради плодов), достигают три вида плодов своей де€тельности: нежеланные, желанные и смешанные. Ќо это не имеет отношение к тем, кто отрекс€ (от плодов).

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ќо и этот стих, стих Ц предупреждение. Ќадо, чтобы человек понимал, какой де€тельностью он фактически занимаетс€ и что из этого может быть или последовать. ѕон€тно, что работать должны все. Ёто ¬ысша€ ¬ол€ Ѕога на всех и каждого, ст. 5. Ќо работать надо так, чтобы эта работа все же не переходила на уровень запрещенной де€тельности, ст. 6. “.е. выполн€ть надо работу, как долг, отказыва€сь от прив€занностей и плодов. »ли выполн€ть работу следует в отрешении тйага или в отрешении тйага в гуне благости, что есть то же что и отрешение тйага. ≈сли же человек не находитс€ в отрешении тйага (т.е. прив€зан к плодам выполн€емой фактически работы), то такой человек (а это непременно материалист) достигает три вида плодов своей де€тельности Ц нежеланные в виде страданий, желанные в виде успехов и смешанные.

„тобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже

Ўелкните по рисунку, чтобы оценить, написать комментарий



ѕроверить орфографию сайта.
ѕроверить на плагиат .
 ол-во показов страницы 23 раз(а)






Ѕогомыслие


„то пишут читатели:



  началу станицы