—амиздат “екст
RSS јвторы ќбсуждени€ јльбомы ѕомощь  абинет


(јдрес почты tulasi_07@mail.ru)

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ.  ќћћ≈Ќ“ј–»» Ѕќ√ј. „ј—“№ 11. √Ћј¬ј 3. —“. 1-15. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 5.

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ.  ќћћ≈Ќ“ј–»» Ѕќ√ј. „ј—“№ 11. √Ћј¬ј 3. —“. 1-15. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 5.

√Ћј¬ј 3.  ј–ћј-…ќ√ј.

1.јрджуна сказал.

ќ, ƒжанардана, “ы считаешь, что путь преданного служени€ Ѕуддхи-йоги выше, чем кармическа€ де€тельность. “ак почему же, о,  ешава, “ы вовлекаешь мен€ в эту ужасную кармическую де€тельность.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

 армической де€тельностью јрджуна называет прин€тие участи€ в сражении, на чем настаивает Ѕог, привод€ јрджуне два вида причин: Ёто бессмертие или неу€звимость души ( ст.12-30 гл. 2), а также напомина€ о религиозном долге јрджуны (ст.31-37 гл.2). “.е. ¬ол€ Ѕога озвучена однозначно и даютс€ пон€тные дл€ јрджуны две причины. Ќо при этом Ѕог  ришна также однозначно ”казывает, как именно надо сражатьс€ (ст. 38 гл.2). Ёто неизменное требование Ѕога к выполнению любой де€тельности, чтобы она входила в разр€д разрешенной и не имела последствий греховной де€тельности. »менно этому Ѕог удел€ет, именно этому вопросу очень большое внимание, по€сн€€ јрджуне, как надо выполн€ть долг, любую работу, с каким умонастроением, чтобы эта работа не считалась греховной. ќтсюда вводитс€ пон€тие обобщающего пор€дка на все виды работы Ц буддхи-йога, то, что переводит работу на уровень духовной практики или преданного служени€. Ёто внутреннее состо€ние, буддхи-йога, и делает также и работу јрджуны преданным служением, угодным Ѕогу. “аким образом, как должен сражатьс€ јрджуна, что это ему дает в итоге и чем опасен другой путь, что должен понимать и как мыслить - это ему доносит Ѕог  ришна в ст. 38, 40, 41,42, 43, 44, 45, 46, 47. ¬ ст. 47 гл. 2 Ѕог  ришна однозначно говорит, как именно надо сражатьс€, т.е. речь уже идет далеко не о кармической де€тельности, а о труде, называемым преданным служением, кармой-йогой, труде, угодном Ѕогу и не иначе, труде, который именно с таким мыслительным процессом и должен сопровождатьс€, т.е. в состо€нии буддхи-йоги, о чем напр€мую и сказано в ст. 48-49. јрджуна должен понимать, какой труд от него требует Ѕог, что это не ужасна€ кармическа€ де€тельность, а именно преданное служение, разрешенна€ де€тельность, соедин€юща€ в себе и буддхи-йогу, как мыслительный процесс и труд, как де€тельность с этим мыслительным процессом, направл€юща€ плоды труда Ѕогу, не претендующа€ на эти плоды труда. Ѕог говорит предельно четко, точно выражает —вое требование, много раз повтор€ет в разных формах цель такого труда. ƒалее Ѕог ”казывает на то, на сколько такой труд благопри€тен дл€ души, что так исполн€ема€ работа есть искусство и не может не удовлетвор€ть человека, ст.50 гл.2. ƒалее Ѕог восхвал€ет буддхи-йогу, стремитс€ это утвердить в сознании јрджуны, донести до него важность такого внутреннего состо€ни€ и мыслительного процесса во врем€ исполнени€ работы, ст. 51, 52, 53. “акже Ѕог побуждает јрджуну заинтересоватьс€ и задать вопросы, помогающие пон€ть, что от него требуетс€ лично. » далее, отвеча€ на вопросы јрджуны, Ѕог конкретизирует про€вление буддхи-йоги, когда человек идет по этому пути, по сути, пути посв€щени€ Ѕогу своей де€тельности. “.е. неизменно идет продолжение разговора о том, как сделать свой труд угодным Ѕогу, что в процессе труда требует Ѕог от человека и вообще, как про€вл€ет себ€ человек в материальном мире, если его ум зан€т буддхи-йогой, т.е. любое дело он посв€щает Ѕогу.

Ќадо хорошо пон€ть, что буддхи-йога прежде всего в материальном мире имеет отношение к любой де€тельности и одухотвор€ет эту де€тельность, дела€ ее не греховной, т.е. угодной Ѕогу. “акже путь буддхи-йоги непременно имеет отношение к совершенным духовным знани€м, есть часть этих знаний, поэтому есть смысл говорить о том, на сколько человек утвердилс€ в совершенных знани€х и потому утвердилс€ умом в буддхи-йоге. ¬се в некотором роде и доступно дл€ понимани€ человека, уровень утверждени€ в буддхи-йоге разумом, как и утверждение в совершенных духовных знани€х, можно попытатьс€ измерить, и такой инструмент Ѕог как бы дает јрджуне, хот€ достаточно приближенный или условный, ибо доподлинно о ступени человека и степени его утверждени€ разумом в буддхи-йоге и в совершенных знани€х «нает только Ѕог. Ќо јрджуна любопытен, это в некотором роде понимание может пойти ему на пользу и сподвигнуть на старани€ в дальнейшем как в буддхи-йоге, в ее утверждении, так и в самих совершенных духовных знани€х, которые €вл€ютс€ истоком любой йоги, и любой духовной практики, непременно благословленные самим Ѕогом. ѕризнаки утверждени€ в буддхи-йоге и в совершенных духовных знани€х, а также пользу Ѕог разъ€сн€ет, дает јрджуне в ст.55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72. ≈сли бы јрджуна был уже хоть немного реализован, если бы также внимательно слушал Ѕога, то он бы не задал столь нелепый вопрос, ибо никто его к ужасной кармической де€тельности не склон€л, а происходил перевод кармической де€тельности на путь преданного служени€, и Ѕог объ€сн€л, как это может происходить, т.е. указал на то, что работу надо выполн€ть в состо€нии буддхи-йоги, направл€€ мыслью ее на Ѕога, т.е. отказыва€сь от плодов своей де€тельность, посв€ща€ свой труд преданному служению, т.е. не прив€зыва€сь к результату. Ѕог восхвалил буддхи-йогу ни как некий отдельный путь, но как тот внутренний процесс, то понимание, которое должно будет сопровождать јрджуну во врем€ сражени€, и указал, какими вообще качествами обладают люди, которые так идут, и в чем они также могут иметь успех, как следствие, и как, по каким признакам таких преданных можно распознать. ѕо сути, Ѕог подвел јрджуну к пониманию того, что есть карма-йога. “еперь об этом и должна пойти речь более определенно.

2.—воими (как) смешанными наставлени€ми “ы приводишь (как) в замешательство мой разум. ѕоэтому, прошу “еб€, укажи мне определенно только один путь, который будет полезен дл€ мен€.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ќа самом деле наставлени€ Ѕога  ришны не были смешанными, но последовательными и абсолютно точными. ќднако, на момент диалога јрджуна еще находитс€ на той ступени материального и духовного развити€, что говорить о его правильной ориентации в наставлени€х Ѕога говорить не приходитс€. «десь чередуютс€ знани€ и пон€тные, и не пон€тные ему, он не видит взаимосв€зи и взаимообусловленности переходов от одной темы к другой, хот€ все предельно просто. ¬ его уме присутствует некий хаос, привнесенный и самими событи€ми, и ожидаемыми последстви€ми, и полностью переключитьс€ на то, что ему √оворит Ѕог, он не может, не име€ в уме слаженной базы знаний и не уме€ еще распор€дитьс€ правильно тем, что буквально теперь Ѕог ему говорит. ƒл€ себ€ он смог лишь определить в разговоре два направлени€ Ц во-первых, буддхи-йогу, как очень рекомендуемое направление духовной практики, и, во-вторых, увидел то, что Ѕог настаивает на том, чтобы јрджуна прин€л участие в сражении, ибо это его долг, хот€ это понимает, как кармическую или отвратительную кармическую де€тельность, ибо так было сказано или определен Ѕогом материальный труд. ќднако, таких два пути веры не существует через только буддхи-йогу и через кармическую де€тельность. » если говорить о пут€х к вере, то это несколько другие направлени€ и тоже достойные внимани€ и тоже упом€нутые выше. Ќа это Ѕог хочет и обратить внимание јрджуны, пр€мо пока не отвеча€ на поставленный им вопрос. Ќо отвеча€ так, что јрджуна за одно получит и ответ на свой вопрос, как ему поступить или что требует все же от него Ѕог.

3.Ўри Ѕхагаван —казал.

¬ этом мире существует два пути веры, о которых раньше было сказано ћной, о, безгрешный. √йана-йога Ц путь философов санкхйи через св€зующий процесс знани€ и карма-йога Ц путь йогов через св€зующий процесс де€тельности (работу).

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ѕог обращает внимание јрджуны на реально существующие два пути веры. Ёто Ц гйана-йога и карма-йога. Ёто общепризнанные пути, данные изначально Ѕогом. » чтобы ответить на вопрос јрджуны, что хочет все же от него Ѕог, непременно надо посмотреть и в сторону приведенных Ѕогом направлений. ќдин путь - есть путь веры, но он лежит преимущественно через изучение —в€тых ѕисаний. » второй путь Ц есть также св€зующий с Ѕогом процесс, но направл€ет к твердой вере через практику карма-йоги. » один и другой путь Ѕог указал во второй главе. » если бы јрджуна внимательно слушал Ѕога, он бы эти два пути увидел. ќдин путь был рассмотрен, когда Ѕог говорил о необходимости утвердитьс€ в совершенных духовных знани€х, а второй упоминалс€, когда Ѕог ”казывал, как надо исполн€ть свой долг, призыва€ посв€тить его преданному служению без прив€занности.

4.Ќе может человек освободитьс€ от последствий кармической де€тельности только потому, что не выполн€ет предписанные об€занности. Ќикогда также просто отречением (ведением отреченного образа жизни) невозможно достичь успех в самадхи ( в самопогружении).

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ќо прежде, чем начать отвечать на вопрос јрджуны, т.е. направл€ть его по пути карма-йоги (выполн€ть свой долг в преданном служении без прив€занности), непременно надо расставить точки над I еще в одном вопросе. «на€ мыслительный процесс јрджуны, подтвержденный также его высказывани€ми, Ѕог √оворит јрджуне свое окончательное ћнение касательно неучасти€ в сражении, ибо јрджуна склонен к отрешению от своего предписанного долга и об€занностей, просто не выполн€€ предписанную ему согласно его карме работу кшатри€, полага€, что, отказавшись от непосредственного участи€ в сражении, он тем самым обеспечит себе как бы уход от наказани€, которое может повлечь за собой прин€тие участи€ в сражении. ¬едь, он, јрджуна, считает прин€тие участи€ в сражении греховной де€тельностью, но по своим соображени€м, счита€, что это участие может повлечь убийство духовных учителей, как и уничтожение семьи и, как следствие, уничтожение в семье и обществе религиозных основ. ј это может повлечь за собой последстви€ греховной де€тельности и дл€ самого јрджуны. Ќа это Ѕог и отвечает јрджуне в данном стихе: ЂЌе может человек освободитьс€ от последствий кармической де€тельности только потому, что не выполн€ет предписанные об€занностиЕї. » дополн€ет, дабы напрочь убрать иллюзии јрджуны по этому поводу и в других направлени€х, что дл€ јрджуны также не безразлично: ЂЕЌикогда также просто отречением (ведением отреченного образа жизни) невозможно достичь успех в самадхи ( в самопогружении).ї.

ƒолжен пон€ть јрджуна, что сражатьс€ ему придетс€, и здесь не может быть другого решени€; и на вещи надо смотреть иначе, ибо вопрос стоит не о том, стоит ли сражатьс€, а о том, как это делать. “акже јрджуна должен у€снить себе, что, отказыва€сь от работы, он тем самым не освобождает себ€ от последствий греховной де€тельности. Ќо пока Ѕог его убеждает в необходимости работать и в его случае и несколько обобща€, также донос€ этим ему —вою ¬олю.

5.Ќикогда, непременно, каждый, в каждый момент, в любое врем€ не может оставатьс€, ничего не дела€. Ѕеспомощный (не управл€ющий собой), он непременно вынужден выполн€ть работу всеми качествами, порожденными в нем гуннами материальной природы.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

ѕрежде, чем вывести јрджуну к вопросу, как надо работать, прежде, чем подн€ть тему карма-йоги, Ѕог  ришна по€сн€ет, почему это также надо делать, т.е. не игнорировать работу, не отказыватьс€ от нее фактически и не прив€зыватьс€ к неисполнению долга. јрджуна заинтересован, ибо ему предстоит как бы выбрать. Ёта заинтересованность вовлекает его в диалог и помогает усваивать уже идущие к нему совершенные духовные знани€, как и оперировать ими.

»дет, разворачиваетс€ работа Ѕога и с јрджуной и со всеми, кому эти знани€ Ѕог будет давать и теперь и потом. ѕоднимаетс€ тема полной зависимости живого существа от Ѕога. ∆ивое существо беспомощно, не может управл€ть собой. Ёто Ц таинство. Ёто Ц сокровенные знани€. Ёто - —лово Ѕога. ƒаже современные преданные этим знанием не могут оперировать, наде€сь на некоторые степени своей свободы, вид€ в этом милосердие Ѕога, полага€, что сами решают, сами выбирают и Ѕог только —видетельЕ Ёто иллюзи€, величайшее заблуждение. ∆ивое существо полностью управл€емо Ѕогом. Ѕог дает мысль, желани€, пам€ть, все внутренние энергии, чувства, ум, разумЕ Ѕог Ц абсолютна€ Ћичность, ¬ысочайший “ворец. Ѕог так ”правл€ет материальным миром, что даже самые искушенные преданные и духовные учител€ считают себ€ в некоторых вещах свободными и поступающими сообразно своим желани€м и качествам. ќтнюдь никто и ни сам. Ѕог это јрджуне провозгласил около п€ти тыс€ч лет назад. ≈диницы усвоили.

»менно Ѕог понуждает человека к труду и на основании тех качеств, которые —ам Ѕог развил в человеке за все и это предыдущие рождени€. √уны материальной природы Ц —ам Ѕог. Ёто тоже надо учитывать, не прив€зыва€ человека и его качества к природе, как она есть. Ѕог создает качества, развивает, абсолютно их знает в каждом, ими ”правл€ет и в их пределах понуждает работать, и в их пределах вовлекает в материальные игры и роли, и в их пределах человек ¬олею Ѕога себ€ и про€вл€ет и получает ту работу, котора€ им и соответствует, и ту работу, котора€ эти качества развивает. ѕоэтому из этого стиха јрджуна должен был пон€ть, что он управл€ем в работе и не сможет про€вить свою волю или желани€. Ќо абсолютно зна€ живое существо, Ѕог дает ему те желани€ и то про€вление, которые человек легко принимает за себ€ и свою суть, не испытыва€ никакого внутреннего дискомфорта.

6. “от, кто контролиру€ действующие органы чувств, продолжает помнить умом об объектах чувств, глупа€ душа. √оворитс€, что така€ душа действует ложно (идет по ложному пути).

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

“еперь надо переводить јрджуну на рельсы карма-йоги и по сути ответить ему на вопрос, который был задан в начале главы. јрджуна услышал, что работать надо и никуда он не денетс€, ибо есть управл€емое живое существо. ј теперь вопрос Ц как работать?

¬ этой св€зи Ѕог предварительно указывает на чувства человека. »х значимость в этом процессе. ћожно контролировать чувства, и это будет успешно, но можно и пытатьс€ контролировать, но не достигать видимый тот или иной результат, ибо человек будет помнить умом об объектах чувств. » в таком случае его можно как бы назвать глупцом. ѕочему? „еловек в том случае не достигает успех, если он еще не достиг тех качеств, того уровн€ духовного развити€, что не может еще получить от Ѕога ћилость управлени€ своими чувствами, что есть их контроль. –ечь идет о все же прив€занности человека к объектам, несущим наслаждени€. ≈сли еще вкус не утрачен к этим объектам, если на уровне мысли человек пытаетс€ воспользоватьс€ ими и вспомнить наслаждени€ в этой св€зи, если человек с трудом управл€ет собой, если отказ от чувственных воспри€тий не происходит быстро, то в таком случае можно говорить, что такой человек по времени находитс€ очень не большой период в преданном служении, не занимаетс€ также в полной мере необходимой духовной практикой. ј потому Ѕог ему еще не дает ожидаемый результат или успех.

Ќо есть и те люди, которые получили от Ѕога такую ћилость, т.е. значительно быстрее отказываютс€ в себе от внешних материальных объектов и как бы легко управл€ют своими чувствами. «десь вообще речь о том, что и те и другие идут к цели, что есть отрешенность от материальных наслаждений. Ќо одни недавно зан€лись этой духовной практикой, а другие - несколько раньше; поэтому одним уже пора давать понимание, что они управл€ют своими чувствами, а другим надо еще учитьс€ себ€ контролировать. Ќо и те и другие ведомы только Ѕогом, и тем и другим видимость самоконтрол€ дает Ѕог. » сам человек, на какой бы ступени материального развити€ не сто€л, никак не может вопрос своего отрешени€ решать без Ѕога и в самой малой степени. Ёто надо учитывать.

ћожно примерно сказать, что один на стадии глупой души, а другой стоит на более высоком уровне в вопросе контрол€ чувств. Ќо перед Ѕогом и те и другие неотличны. » те и другие достигнут духовный план, и никто от Ѕога не получит большего благословени€ или большей ћилости. Ќо все в свое врем€. »з стиха просто надо пон€ть или извлечь, что чувствами тела с помощью Ѕога можно управл€ть, и это задействовать также можно в плане отрешенности от материи. Ќо дл€ чего это надо? ƒа дл€ того, чтобы начать разговор о карме-йоге, где контроль своих чувств есть основа этого св€зующего процесса. Ѕог не просто хочет указать јрджуне, как надо исполн€ть работу, но и называет то, на чем надо сосредоточитьс€, т.е. на внешние материальные объекты и чувства, указывает на эти рычаги, которые Ѕог дает душе на определенном этапе ее развити€ дл€ управлени€ этими чувствами относительно материальных объектов применительно к работе, чтобы сделать ее, работу, духовным процессом, чтобы она была св€зующим процессом с Ѕогом через труд, т.е. карма-йогой. ѕоэтому не просто так Ѕог говорит о контроле чувств и ступен€х этого контрол€, где на одних ступен€х Ѕог дает милость контролировать человеку свои чувства, а на других ступен€х говорить об этом можно только отчасти и поэтому на таких, более низких ступен€х заниматьс€ карма-йогой будет достаточно трудно. Ёто надо понимать и воздерживатьс€ от того, чтобы называть глупцами тех, у кого такой контроль не получаетс€, ибо все в свое врем€, и каждому Ѕог даст результат непременно.

7. Ќо тот, о, јрджуна, кто начинает контролировать умом чувства, увлека€ действующие чувства в работу без прив€занности, он стоит гораздо выше.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

ј теперь Ѕог конкретно говорит, дл€ чего необходимо управление чувствами. ƒл€ того, чтобы начинать работать без прив€занности. ј это есть главный постулат карма-йоги. „еловек не должен быть прив€зан к плодам работы. » человек, так исполн€ющий работу, стоит гораздо выше. ƒалее, Ѕог еще раз подчеркивает необходимость работать. јрджуна должен пон€ть, что он об€зан прин€ть участие в сражении и, собственно, быть на высоком уровне, т.е. контролировать в процессе выполнени€ своего долга чувства. ¬се это подготовка сознани€ јрджуны к св€зующему процессу с Ѕогом через труд, т.е. к карма-йоге.

8. »сполн€й предписанные тебе об€занности. Ќесомненно, работать лучше, чем оставатьс€ без работы. Ѕез работы также ты даже не сможешь поддерживать свое собственное тело.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

—ледует обратить внимание, как тщательно, скрупулезно, адресно Ѕог работает с јрджуной, привод€ ему доводы из области его некоторых знаний и понимани€. ¬едь, это просто пон€ть еще духовно не развитому человеку, что работать надо, ибо, иначе, невозможно поддержать даже собственное тело. Ёто хороший аргумент, это также и ¬ол€ Ѕога, это требование Ѕога сражатьс€. Ќо Ѕог √оворит милостиво, доходчиво, постепенно дава€ пон€ть, что это логично и что это ¬ол€ Ѕога, также требование Ѕога, что невозможно не прин€ть и не следовать, нельз€ возражать и выражать перед Ѕогом свое мнение и тем более ослушиватьс€ Ѕога. » снова по второму кругу: работать надо, но как? “ак, чтобы это было преданное служение, посв€ща€ свой труд Ѕогу  ришне. ќб этом в следующем стихе. “аким образом Ѕог выводит јрджуну напр€мую к пониманию карма-йоги. «десь уже ответ на поставленный јрджуной вопрос в ст.1 гл.3.

9.¬ыполн€й работу только ради ягйи, иначе этот мир св€жет теб€ узами работы. ¬ыполн€€ работу ради ¬ерховного Ѕрахмана, о, сын  унти; свободный от св€зей (прив€занностей), ты будешь делать ее совершенно.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ёто не совет, не пожелание. Ёто однозначное и неоспоримое требование Ѕога. «десь, по сути, определение карма-йоги, но в доступной дл€ јрджуны форме. Ёти слова Ѕога предназначены каждому. Ѕог требует выполн€ть работу ради ягьи, т.е. ради “ого,  то ”правл€ет всеми жертвоприношени€ми. Ёто означает, что следует, абсолютно требуетс€ посв€щать работу Ѕогу  ришне. ѕо ћилости —воей Ѕог напоминает јрджуне, чем чревато иное понимание. Ѕыть св€занным узами работы обозначает посто€нное вращение в круговороте сансары, где посто€нно необходимо отдавать кармические долги, как последстви€ греховной де€тельности, где человек видит причиной труда и своих плодов себ€ и не видит за всем сто€щего только Ѕога. Ѕог дважды обращает внимание јрджуны на то, что надо работать ради Ѕога  ришны, ибо ¬ерховный Ѕрахман есть —ам Ѕог  ришна, ¬ысочайший “ворец, ѕричина всех причин, “от, из  ого все исходит Ц ¬ысочайша€ Ѕожественна€ Ћичность. јрджуна это хорошо должен осознать и понимать также, что так выполн€ема€ работа непременно приносит в итоге успех, как и выполн€етс€ качественно. ѕосв€щение своего труда Ѕогу  ришне есть также акт жертвоприношени€. Ѕог разрешает так мыслить. ’от€ надо понимать, что невозможно жертвовать тем, что и так изначально принадлежит Ѕогу. » тем не менее, человеку не просто, особенно на низших ступен€х материального и духовного развити€, признать, что его участи€ в труде нет и нет. ѕоэтому ему делаетс€ послабление и тогда и теперь. ѕусть посв€щение своего труда Ѕогу и плодов труда Ѕогу будет считатьс€ жертвоприношением, но ради своего материального и духовного развити€. “ак человеку во все времена кажетс€ пон€тным и приемлемым. “акое понимание имело место также и в древние времена. ¬се надо приносить в жертву Ѕогу или ”правл€ющим потусторонним —илам. јрджуна должен осознавать, что он не первый в этом пути жертвоприношений и должен знать их исток.

10.¬ древние времена ѕраджапати, ¬ерховный Ѕог всех живых существ, нар€ду с поколени€ми создал жертвоприношени€, —казав человеку: ≈сли ты пожелаешь большего процветани€, это (жертвоприношение) пусть будет тебе, все желаемое, удовлетвор€ющее чувства, дарующее.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

јрджуна должен знать, от  ого изначально исход€т жертвоприношени€, как и должен понимать цель жертвоприношений. Ќа самом деле это средство даетс€ Ѕогом не столько дл€ удовлетворени€ чувств живых существ, не дл€ процветани€, но дл€ того, чтобы человек осознал, что он зависим, что всем ”правл€ет Ѕог или ¬ысшие —илы, человек должен хоть отчасти понимать и принимать свое подчиненное положение, должен быть смиренным, терпеливым, уповать через жертвоприношени€ на ¬ысшие —илы, должен учитьс€ молитьс€, поклон€тьс€, просить, подчин€тьс€. »менно отсюда и могла зарождатьс€ религи€ и через религию человек должен получить ¬олю Ѕога, осознать смысл своей жизни, цель, свое изначальное положение перед Ѕогом и получить инструкцию в виде совершенных духовных знаний и духовной практики, направл€ющие за пределы материального мира на духовный план. “аким образом, жертвоприношение есть далеко идущий ѕлан Ѕога на творение Ѕога.

11.≈сли ты удовлетворишь полубогов жертвоприношением, полубоги наград€т и теб€. “ак, в результате взаимного удовлетворени€ ты получишь желаемое высшее благословение.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

¬се это сказано не столько дл€ јрджуны. ¬еды всегда Ѕог ориентирует на все ступени материального и духовного развити€ человека. јрджуна не поклон€етс€ полубогам, ибо хорошо знает,  то за всем стоит и  то »значальный »сточник и ¬ысша€ ѕричина. Ѕог Ћично дает жертвоприношени€ и —ам Ћично распор€жаетс€ плодами всех жертвоприношений. Ќо были и есть люди, которым непосредственно к Ѕогу с жертвоприношени€ми и молитвами обращатьс€ нельз€ в св€зи с невысокой ступенью их материального и духовного развити€; и именно дл€ таких людей и прошлого и насто€щего Ѕог сотворил образы неких потусторонних сил, €кобы наделенных могуществом, все вид€щих, везде присутствующих и всепроникающих, которые €кобы и могут принимать жертвоприношени€ и награждать человека по его просьбе всеми благами, также ниспосыла€ успехи в работе, детей, погоду, успехи, плоды той или иной де€тельности, материальные блага и прочее. ƒолжно быть пон€тным, что на самом деле все жертвоприношени€ обращены к Ѕогу, —ам Ѕог их принимает, —ам собственно дает человеку эти жертвоприношени€ и обр€ды проводить, —ам дает св€щеннослужителей, —ам дает возможность и —ам дает плоды жертвоприношений, таким образом устанавлива€ с потусторонним двухстороннюю св€зь, что в развитии приводит только к Ѕогу и поклонению Ѕогу, как и жертвоприношени€м, направленным к Ѕогу. ќтсюда начинаетс€ путь к вере и духовному развитию человека, с зависимости от Ѕога и преодолени€ проблем материального мира через пр€мую и опосредствованную св€зь с Ѕогом, включа€ ранние ступени развити€ человечества.

12. ”довлетворенные жертвоприношени€ми, полубоги непременно наград€т теб€ всем желаемым, удовлетвор€ющим чувства. “от, кто наслаждаетс€ ими данными дарами, ничего не предлага€ со своей стороны, он непременно вор.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ќо чревато пользоватьс€ благами материального мира и не жертвовать Ѕогу пр€мо или косвенно. »менно на это следует обратить внимание в этом стихе. Ќо, а тот, кто посто€нно видит за всем сто€щего Ѕога (или иные высшие силы) и посто€нно благодарит Ѕога (или высшие силы), такие люди непременно вознаграждаютс€ плодами своего жертвоприношени€, куда вход€т, как материальные, так и духовные блага, обеспечивающие духовное развитие человека, что в свое врем€ и обусловит путь преданного служени€, цель которого ћилостью Ѕога выводить человека на духовный план. Ќо, а если человек никогда не благодарит Ѕога, вид€ во всем причиной себ€ и свои усили€, как и видит за всем сто€щих других людей, такой человек непременно считаетс€ перед Ѕогом величайшим грешником и непременно посто€нно идет по пути страданий и преодолений, ибо только через такие пути Ѕог помогает пон€ть человеку, что он зависимое живое существо, и через многие страдани€ выводит на путь религии, где средствами религии убеждает человека в том, что он зависим и ничего не сможет ни сделать и ни предприн€ть без ¬оли и ћилости на то Ѕога.

13. ѕища, принимаема€ бхактами после жертвоприношени€, освобождает от всех грехов. Ќо те, кто готовит пищу дл€ чувственного удовлетворени€, есть грешники, наслаждающиес€ страшными грехами.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ётот стих надо рассматривать, как пример. ѕеред едой бхакты, преданные Ѕога  ришны, определенным ритуалом благодар€т Ѕога за еду, восхвал€ют Ѕога, иногда проповедуют и делают символические жертвоприношени€, прописанные в ¬едах. ѕищу в таком случае называют ћилостью Ѕога, жертвуют пищу другим и в самой пище воздерживаютс€ от того, что запрещено Ѕогом употребл€ть. “акже только что приготовленную пищу предлагают вкусить прежде —амому Ѕогу, поклон€ютс€ Ѕогу и только через некоторый период воздержани€ приступают к еде. ѕо окончании прасада также благодар€т Ѕога, со смирением и молитвами. ¬есь этот процесс до употреблени€ еды и сам процесс приготовлени€ придерживаетс€ строгих прописанных в —в€тых ѕисани€х норм и считаетс€, что так употребл€ема€ пища благословлена Ѕогом, очищает существование, и способствует духовному развитию человека.

≈сли же человек ест любую пищу, не знает ограничений, не придерживаетс€ определенных правил прин€ти€ пищи, т.е. может ее принимать где угодно и когда угодно, если также он никому не жертвует, не благодарит Ѕога, то считаетс€, что такой человек устремлен удовлетвор€ть свои чувства, ест ради наслаждени€ и потому есть грешник. Ѕог  ришна, привед€ этот пример, далее терпеливо по€сн€ет јрджуне, почему непременно надо Ѕога благодарить и заниматьс€ жертвоприношением по любому вопросу, как касательно еды, так и нет. Ѕог пытаетс€ донести јрджуне суть, природу по€влени€ жертвоприношений, обусловить эту св€зь с работой и присутствием —амого Ѕога во всех актах жертвоприношений, чтобы не было сомнени€, что жертвоприношени€ ни есть плод ума человека, но то, что спущено человеку свыше, что дано Ѕогом, что зафиксировано в ¬едах и что есть творение Ѕога, как и сам труд и все, что из него проистекает.

14. »з злаков вырастают материальные тела (тела живых существ в результате потреблени€ их в пищу). «лаки произрастают благодар€ дожд€м. ƒожди вызываютс€ в результате жертвоприношений. ∆ертвоприношени€ порождаютс€ де€тельностью (работой).

15.“ы должен знать, что работа (предписанна€ де€тельность) произведена из ¬ед. ¬еды непосредственно изошли от ¬ерховного Ѕрахмана, от “ого,  то безгрешен. ѕоэтому ¬сепроникающий ¬ерховный Ѕрахман вечно присутствует в актах жертвоприношений.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ѕог дает проследить јрджуне пон€тный и естественный дл€ человека цикл, показывающий, как Ѕог насыщает человека, через труд и жертвоприношение. «десь ничего нового дл€ јрджуны нет, ему просто предлагаетс€ посмотреть на вещи в такой св€зи и зависимости, именно под таким углом, дабы не было и малейших сомнений относительно жертвоприношений и их источника, как и необходимости этих жертвоприношений. ¬се выгл€дит примерно так. «лаки дают жизнь. —ами злаки произрастают благодар€ дожд€м. ƒожди ниспосылает Ѕог. „тобы Ѕог дал дожди, надо умилостивить Ѕога жертвоприношением.

Ќеобходимость сделать жертвоприношени€ порождаетс€ работой. ѕоскольку человек работает и желает плоды труда. Ќо без дожд€ труд обреченЕ „еловек должен увидеть в этом цикле, что Ѕог дает труд (чтобы поддержать тело), Ѕог дает жертвоприношение (чтобы труд был успешен, чтобы природа способствовала или другие вещи, имеющие отношение к труду). » труд и жертвоприношени€ есть творение Ѕога. Ѕог Ц ¬ысший ”правл€ющий. –абота, все виды работы описаны в ¬едах, как и все виды жертвоприношений. ¬еды созданы Ѕогом. ѕоэтому Ѕог -»сточник всего, все пронизывает —обой, присутствует Ћично во всех актах жертвоприношений, как и в каждой работе. Ёто непременно надо помнить, из этого исходить, потому не присваивать себе плоды любой своей де€тельности, понимать свое изначально подчиненное положение и непременно благодарить Ѕога за труд, за еду, за все, что Ѕог дает человеку в материально мире, принос€ Ѕогу жертвоприношени€, что есть аскетизм, добродетель, преданное служение Ѕогу, посв€щение Ѕогу всех плодов своей де€тельности.

„тобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже

Ўелкните по рисунку, чтобы оценить, написать комментарий



ѕроверить орфографию сайта.
ѕроверить на плагиат .
 ол-во показов страницы 50 раз(а)






Ѕогомыслие


„то пишут читатели:



  началу станицы