Маркова Наталия Федоровна
(Адрес почты tulasi_07@mail.ru)
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 29. ГЛАВА 15. ЙОГА ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ. ГЛАВА 16. БОЖЕСТВЕННЫЕ
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 29. ГЛАВА 15. ЙОГА ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ. ГЛАВА 16. БОЖЕСТВЕННЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ НАТУРЫ.
БОГ:
Следует понять, что этот материальный мир для человека, не изучающего Святые Писания, есть то, что невозможно понять или постичь. Ему невозможно найти формулу или закон или правила, которые могли бы описать его работу, в которой все живые существа строго связаны и взаимообусловлены, где были бы описаны все свойства всего, как и функции, как и зависимости; где не понятно, что есть причина и что есть следствие, в чем логические заключения и как делать выводы и обобщения, где судьбы людей не поддаются материальной логике, как и связи, как и перемещения, где сложно вычленить суть добра и зла, причину всех чувств и желаний при так называемом здравомыслии, где также не понятно, в чем суть всех рациональных зерен и не понятно по какому законы решаются все вопросы бытия относительно всех и каждого, не понятно, кто кому и что должен и когда надо отдавать, где также сложно определить, кто воистину богат и кто без сомнения беден и что из двух зол привлекательнее. Здесь сочетается не сочетаемое, восторгаются низшим и игнорируют достойное, здесь бесконечно в поиске и постепенно ставят цели и непременно достигают не то и ни так и ни в той степени и достигнув отвергают, ибо и не оно и не так, и ни столько и вообще никак… Здесь постоянно решаются вопросы каждого относительно вещей, которые странным образом сочетаются с проблемами других, другого направления и другой величины. Здесь постоянно поднимаются вопросы:
Поднимаемые вопросы:
1. Вопрос семьи,
2. Дети,
3. Здоровье, исход болезни,
4. Лечение
5. Вопросы, касательно родственников, их отношение к Вам, их судьба, материальное положение…
6. Любовь, расторжение брака, измены, возвращение любимого человека, насколько это возможно; отношение между людьми и пр.
7. Дети. Дети свои. Дети чужие. Беременность. Рождение ребенка…
8. Информация о человеке. Жив или нет, работает или нет, материальное положение, чувства, взаимоотношения в другими людьми.
9. Поездки, предприятия. Их вероятность, последствия, необходимость…
10. Работа, предпринимательская деятельность. Все вопросы.
11. Кредиты, долги.
12. Друзья, соседи, знакомые.
13. Бедствия, наводнения, пожары, убийства. Их вероятность для человека и других людей, о которых задается вопрос.
14. Все имущественные отношения.
15. Купли, продажи,
16. Налоги.
17. Благоприятность и не благоприятность встреч, деловых и нет.
18. Поездки, путешествия.
19. Мужья, жены.
20. Все вопросы, связанные со смертью, исчезновением человека, неизлечимыми болезнями.
21. Все другое, имеющее отношение к человеку.
22. Путь религии, духовного развития, совершенство, смысл и цель жизни в целом и индивидуально.
23. Точные сроки, даты, имена, названия, место проживания… - все каждому и в полной мере, все учитывая, все распределяя, всему давая право на существование.
И более и более того. Вопросы каждого к этому материальному миру, вопросы каждого к каждому, пересекаясь, дополняя друг друга,
Давая каждому надежду, преодоления, борьбу, способ выйти из ситуации. Но что именно лежит в основе этого мира, что его упорядочивает, что дает каждому дорогу… понять не возможно, как и не возможно понять, в чем его корни и куда он простирает свое существование, от чего зависим и кем управляем и в какой мере. Поэтому и для верующих и для неверующих Бог сравнивает этот материальный мир аллегорически с деревом баньян, которое устроено достаточно непостижимо, ибо сложно понять, где его верх, а где низ, где также ствол, сама опора дерева среди множества стволов, перекрученных как корни, поднимающиеся и распространяющиеся вверх и во все стороны, где его кроны и где его начало, где ствол абсолютный, от которого идут все ветви и где эти ветви и где эти прутья, похожие на стволы, но скрюченные до неузнаваемости, и что это за сила, так изменившая привычный вид дерева и где середина, ибо везде можно и присесть и прилечь и постоять и не упасть и не расшибиться на любой высоте, ибо везде лианы дерева, как руки подставляются и повсюду удивительное великолепие выбивающееся вон из ряда привычных и успокаивающих взгляд и дух живого существа, которое никогда не отважится сие обследовать ибо и не найдет с чего начать и не будет уверен, что благополучно свой обзор закончит, ибо оно поражает взгляд абсолютной внешней нелогичностью, непоследовательностью в то время, как все при нем есть но на уровне непостижимости для обычного человеческого ума, привыкшего доверять глазам и ушам и своим другим чувствам, как и уму, все видящему в предсказуемой последовательности, в цельности и гармонии на сколько это можно и возможно.
Это дерево баньян все же можно в некотором роде сравнить с материальным миром, если посчитать, что его прутья есть многочисленные объекты чувств, ибо в материальном мире эти объекты чувств, как прутья на дереве, расположены повсюду, представляя собой ту совокупность, которую представляют собой кроны дерева баньян. В материальном мире эти объекты потому и многочисленны, что созданы и непрерывно создаются людьми под влиянием гунн природы, многочисленных иллюзорных энергий Бога. Таким образом, аллегорически кроны дерева баньян есть объекты наслаждения в материальном мире или то, на что постоянно направлены чувства и желания людей.
Также, поскольку в человеческом обществе наиболее сильно проявляет себя гунна страсти, охватывая очень большой число людей, то, следовательно, можно сказать, что здесь наиболее сильно проявлена кармическая деятельность, то, что привязывает большинство людей к материальному миру, заставляя вновь и вновь возвращаться сюда в колесе сансары. Поэтому, аллегорически этой кармической деятельности, привязывающей людей к материальному миру, на дереве баньян соответствуют его корни, простертые вниз и привязывающее дерево к земле.
Как невозможно человеку постичь без совершенных духовных знаний суть и смысл, как и предназначение своей жизни и предназначение материального мира, так и дерево баньян невозможно постичь в плане его формы, понять, что здесь есть начало, конец и что основа.
Но что с этим деревом делать тому, кто уже обладает совершенными духовными знаниями? Как выйти за пределы влияния этого материального мира? В этом случае Бог указывает то, что сделать крайне необходимо тому, кто уже вооружен совершенными духовными знаниями и кто в достаточной степени занимается духовной практикой. Такому человеку непременно следует срубить, отказаться от этого материального мира силой отречения. А для этого необходимо предаться Богу и не привязываться к внешним источникам наслаждения, но становиться равным к камню и золоту, к другу и врагу, к благоприятному и не благоприятному. Надо понимать, что этим оружием отречения каждый сам срубает свою связь с материальным миром или свое дерево баньян, достаточно сильно в его уме и разуме, как и в качествах пустившее корни.
Путь уничтожения этого дерева ни есть некий один волевой акт, но длительный путь предания себя Богу. Только в этом направлении и в результате строгой духовной практики преданный достигает те качества, те знания, тот духовный опыт, которые делают его путь необратимым, когда человек понимает, что невозможно жить без Бога, без служения Богу, но видя Его своим смыслом и целью своей жизни, своим единственным Убежищем.
В ст. 5 гл. 15 Бог Кришна вновь перечисляет Арджуне те качества, с которыми человек действительно может выйти за пределы материального существования. Однако, надо понимать, что перечисленные в ст. 5 гл. 15 качества отнюдь не могут быть достигнутыми самостоятельно. Никогда Бог не уберет в человеке гордыню, зависимость от иллюзорных энергий Бога, пристрастие и грешные связи, а также стремление к удовлетворению чувств, если человек не будет стремиться служить Богу и не будет здесь старателен, исполняя с большим усердием духовную практику. Только сотрудничество с Богом, аскетизм, путь добродетели, непривязанность к плодам любой своей деятельности, а также очищение своего существования могут развить те качества, которые угодны Богу и достаточны, чтобы оставить материальный мир навсегда. Но тот, кто достигает Обитель Бога, никогда не возвращается назад, ст. 6 гл. 15.
И снова. Надо понимать, что живые существа не просто приходят в этот материальный мир. Главная цель Создателя – непременное развитие творения, что происходит от рождения к рождению. Никогда и ни одна жизнь не может быть бесполезной, в любом теле, ибо Бог работает с каждым абсолютно индивидуально, работает непосредственно через гунны материальной природы, давая живому существу желания в строгом соответствии с его кармой, ступенью развития, приобретенными качествами. Также Бог дает последствия греховной деятельности и дает возможность постоянно извлекать из своих ошибок уроки. К концу каждой жизни человек обладает теми качествами, которые развил в этой жизни, включая те, которые были развиты из прошлых рождений. Получая новое тело, живое существо не теряет заработанные в прошлых рождениях качества, но Волею и Планом Бога корректирует их, отказывается или привносит в новом своем рождении, приобретая новые качества. Это происходит от рождения к рождению, о чем сказано в ст. 8 гл. 15.
Понятно, что достижение качеств не так просто дается человеку, но только вследствие страданий, борьбы и преодолений, нового выбора и новой материальной и духовной практики, поскольку невозможно принять и усвоить качества, не выстрадав их, не убедившись в том, что они помогают тебе в материальном мире и в религиозной практике. Человек также должен постепенно осознать, что греховные качества ведут непременно к страданиям и недопустимы, ст. 7 гл. 15. Также следует понимать, что далеко не каждый человек понимает, как происходит так, что живое существо может оставлять тело или вновь обретать тело, как и пребывать в нем, наслаждаться в нем гуннами материальной природы, как вообще живое существо развивается и как получает качества из своих прошлых рождений, как и не знают, Кто есть Тот, Кто эти качества возвращает, напоминает через чувства, желания, потребность именно так себя проявлять, на этом уровне мыслить, это желать, к этому быть склонным. Но только тот человек, который обладает совершенными духовными знаниями, кто поклоняется и служит Верховной Божественной Личности, только такой человек хорошо понимает, как Бог работает в материальном мире и как, какими средствами его поднимает, ст. 10 гл. 15.
Но можно ли сказать доподлинно, что это знание можно постичь изнутри? По сути, все сокровенные и не очевидные религиозные знания духовные люди, которые находятся в связующем процессе с Богом, постигают изнутри. Но следует понимать, что и в этом случае основу духовных знаний, то, что дальше Бог будет развивать изнутри через индивидуальное обучение, эту основу необходимо получить, непременно изучая Святые Писания. Также такой йог непременно должен преданно служить Богу, идти по пути очищения своего существования, контроля ума, чувств и желаний, как и своей деятельности, непременно должен идти по пути ограничений и аскез, вести отрешенный образ жизни, не привязываться к любым плодам своей деятельности, заниматься благотворительностью и развивать свой ум в такой степени, чтобы хорошо видеть в себе и понимать Волю Бога, Наставления и требования Бога и им неукоснительно следовать постоянно, ст. 11 гл. 15.
Также непременно такому религиозному человеку те качества Бога, которые изложены в ст. 12-14 гл. 15, следует всегда помнить, медитируя на Бога и желая себе жизнь без страданий. Надо хорошо понимать, что качества Бога уникальны, абсолютны и нет ни одного живого существа, которое сколько-нибудь можно было сравнить по качествам с Личностью Бога. Только тот йог, который хорошо знает Величие Бога, абсолютную недосягаемость Бога по качествам, кто знает Бога, как абсолютно безгрешное живое существо, Высочайшее, только такой человек, так мыслящий и обладающий такими знаниями, непременно достигнет Обитель Бога. В этом не может быть сомнений. Поэтому следует понимать, что из всех живых существ, подверженных ошибкам в материальном мире, и не подверженным на духовном плане Бог есть Лучшая Безгрешная Божественная Личность, Которая есть Высший Управляющий, Изначальная Причина всех причин, Который входит во все вселенные и поддерживает их Собою, ст. 16-17 гл. 15. Эти знания есть Абсолютные, Изначальные, и достигаются они только в результате беспримесного преданного служения. И тот, кто это знает, он, несомненно, преданно служит Богу, всегда находится на связи с Богом и всегда поклоняется Богу. Такой человек непременно достигает Обитель Бога. А потому эти знания считаются лучшими, сокровенными, чистейшими. Выше этих знаний нет и не может быть.
ГЛАВА 16. БОЖЕСТВЕННЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ НАТУРЫ.
Надо понимать, что качества, перечисленные в ст. 1-3 гл. 16 есть те, которые человек достигает далеко не сразу, но в результате очень большого числа рождений и только благодаря тому, что человека ведет Бог. Никогда и никто, какие бы усилия не прилагал, но будучи не религиозным, не обладая совершенными духовными знаниями, не идя по пути аскез и ограничений, не занимаясь благотворительностью и тем более без преданного служения достичь таких качеств не сможет. Также надо знать и то, что ни один человек не может быть в таких качествах абсолютно совершенным. Для человека, живущего в материальном мире, невозможно обладать этими качествами безукоризненно. И только Один Бог Знает, насколько, в какой степени человек обладает этими качествами, и какие качества считаются неразвитыми и требуют дальнейшего развития и какими средствами. Поэтому не следует говорить, что эти качества присущи тем, кто имеет Божественную природу. Все живые существа есть отделенные неотделимые частицы Бога, все изначально равны перед Богом и никто, по сути, не относится ни к Божественным ни к демоническим живым существам. Но есть те, кто в самом начале человеческого пути и находится под преимущественным влиянием гунны тьмы. Эти люди обладают еще неразвитыми качествами или, условно, низкими, демоническими, греховными качествами, которым еще Волею Бога предстоит развиваться. Также есть люди, которые находятся под влиянием развитой гунны благости и которые достигли качества, также условно называемые Божественными и которым уже скоро предстоит оставить материальный мир навсегда. Поэтому следует именно через эту призму смотреть на качества людей, непременно видеть их в развитии, ибо всех ведет Бог, и никто от рождения не может быть Божественным или демоническим человеком, что называется беспричинно, раз и навсегда. Именно все рождение за рождением поднимаются вверх по собственной лестнице развития и ни одну ступень не перешагнуть и не проигнорировать, и нет ни одного человека в гунне благости с высокими духовными качествами, который бы в свое время не обладал низшими качествами на низких ступенях собственного развития. Поэтому качества, перечисленные в ст. 4 гл. 16, временные и люди, обладающие ими, не рождены из некоей демонической природы, а находятся пока в начале человеческого пути под влиянием соответствующей гунны невежества, где качества человека, даже низкие, есть пока его естественное состояние, которое невозможно проигнорировать, но что может только развиваться теми средствами, которые Знает Бог.
Несомненно, и понятно, что качества Божественные выводят за пределы материального существования или ведут к освобождению из материального мира, а низшие, демонические качества, в основе которых является привязанность к внешним материальным объектам, привязывают к материальному миру, заставляя еще вращаться в колесе сансары. Но эта привязка не может быть бесконечной, и желает живое существо или нет, но оно ведомо Богом через путь страданий и преодолений, и так или иначе, но человек поднимается, ведомый Богом, по ступеням собственного развития вверх и непременно шаг за шагом развивает те качества, которые угодны Богу и которые в свое время будут через духовные знания и практику приближены к Божественным в степени достаточной, чтобы выйти за пределы материального мира.
Что же касается того, что Арджуна рожден из Божественных качеств, то здесь было сказано не совсем точно, но так надо было говорить с ним на тот период, успокоить его в то время, как на самом деле Арджуна достиг свои качества не сразу, а постепенно за многие предыдущие рождения, ибо был ведом Богом по пути духовного и материального развития, что есть страдания и преодоления. И к этому рождению в этом теле уже обладал теми качествами и в той мере, чтобы сам Бог Говорил с ним, ст. 5 гл. 16.
Если говорить по тому, как видит материальный человек, то в мире действительно все живые существа можно условно разделить на две части: те, кто стоит уже на высокой ступени самосознания и уже развил качества, угодные Богу, и те, кто пока находится на низших ступенях материального развития под влиянием гунны невежества, как и гунны страсти. Таких людей также очень условно можно назвать Божественными от рождения и демоническими от рождения или имеющими Божественную природу и демоническую природу. Здесь как бы третьего не дано, ибо всеобъемлющая гунна страсти может проявлять в человеке очень отрицательные качества и повсеместно, основанные на великой привязанности к внешним материальным объектам и здесь наслаждениям в очень большой степени, где человек готов ради цели все сметать на своем пути. Поэтому всех людей религиозно неграмотный или невежественный человек может назвать или Божественными по своим качествам или демоническими по своим качествам также, ст. 6 гл. 16. Для демонических людей действительно свойственны те качества, которые приведены в ст. 7-16 гл. 16. Но здесь следует все же обратить внимание на то, ст. 16 гл. 16, что никогда эти люди не скользят в ад, хотя они непременно пожинают плоды своей греховной деятельности в виде многочисленных страданий и потрясений. Но они не истребляются Богом и не отправляются никуда безвозвратно, но Бог их учит и наставляет Божественными методами в условиях материального существования, воздавая им теми же греховными качествами, которыми они несли сами страдания другим.
У Бога не счесть средств развития человека и подъема его на более высокую ступень материального и далее духовного развития. Бог Милостив ко всем и непременно учитывает ступень развития человека, его опыт, знания, возможности и уровень качеств, все, что позволяет и не позволяет делать в материальном мире правильный выбор. Бог дает таким людям и нужное окружение, дает рядом более развитых и понятливых, дает рядом и религиозных людей, напоминающих Слово Бога и Волею Бога указывающих на правильный выбор. Бог дает наставления и со стороны общества, через также культуру, национальные ценности и нравственность, требует через законы и блюстителей правопорядка, направляет и через наказания в материальном мире разного порядка, дает материальное образование, благие интересы и привязанности на первых ступенях человеческого развития, дает также и таланты и устремление к труду и здесь интерес и старательность, дает и возможность проявления и развития добродетели через любовь, долг, привязанность, сочувствие, милосердие, также Бог дает и страдания, возможность их претерпевать и возможность правильно мыслить в итоге и выбирать. Поэтому нельзя говорить, что люди скользят в ад никак. Но только вверх, ибо становятся понятливыми, добрее, легче переносят ограничения, начинают искать смысл жизни, и поднимают тех, кто стоит на более низших ступенях, ибо от такой помощи Бог никого и никогда не освобождает, ибо всегда найдется в материальном мире тот, кто стоит еще на более низких ступенях. И поднимая других, невежественные вновь и вновь зазубривают Божественные уроки нравственности и добродетели. Однако, уже под влиянием развитой гунны невежества очень часто такие люди не выглядят беспомощными, но приносят обществу немало проблем, стойко защищая свои позиции, проявляя повсеместно свои низшие качества, лицемеря в религии и не следуя никаким религиозным принципам, но начинают усиленно рваться к плодам цивилизации, порою все сметая со своего пути. Иногда такие люди проявляют качества, которые абсолютно недопустимы в человеческом обществе и вследствие чего они снова могут рождаться среди животных или в племенах и отсталых народностях, которые названы, согласно своей ступени развития, ст. 19 гл. 16, неблагоприятными демоническими формами существования. Однако, на самом деле все во благо, все способствует и наказанию и исправлению и развитию живых существ, все непременно Волею Бога поднимает вверх, все привносит в качества, в мыслительный процесс, в понимание.
Также следует понимать, что среди всех качеств, описанных в ст. 11-18 гл. 16 есть те, которые несомненно следует опасаться на любой ступени развития, поскольку в материальном мире, где человек преимущественно направлен на поддержание тела, эти качества видятся самыми надежными для тех, кто не вручил себя Богу. Эти качества Бог приводит в ст. 21 гл. 16, называя их разрушительными для души. Это – вожделение или страстное желание, гнев и жадность, как результат привязанности к объектам материального мира и страха. Но и здесь следует понимать, что от этих качеств отказаться без Воли Бога невозможно. Только вручив себя Богу, только полностью, всецело предавшись Богу, уповая на Бога, видя себя всегда перед Лицом Бога, человек перестанет стяжать материальные блага, как и перестанет гневаться, ибо это качество следом уйдет автоматически. Но предаться Богу без совершенных духовных знаний, без аскетизма, без устремления к простому образу жизни, без также контроля ума, чувств, желаний и своей деятельности невозможно. Но, освободившись от этих врат человек, уже находящийся на высокой ступени развития, непременно идет к своему высшему назначению. И в этом не может быть сомнений, ст. 21-23 гл. 16.
Но если человек отказывается исполнять предписания Святых Писаний и все еще устремляется к удовлетворению чувств, ст. 23 гл. 16, то несомненно он не может достичь совершенства, духовное счастье и высшего назначения, ибо еще находится на той ступени развития, где над ним работает Бог и только Волею Бога шаг за шагом будет через последствия греховной деятельности преодолевать свое невежество, как и свои низшие качества, так через колесо сансары постепенно подниматься в своем развитии вверх, достигая качества, угодные Богу.
Но, а если человек уже в достаточной мере достиг уровень духовного самосознания, если он уже готов сотрудничать с Богом, то в таком случае он должен более активным становиться в своих стараниях, должен в полной мере осознать, в чем заключается его долг перед Богом, должен, поэтому, понять, что в этом направлении для него благоприятно и что нет, и должен обратиться к Слову Богу в Святых Писаниях и наметить направление своих духовных усилий, если желает себе освобождение от страданий и приобретение совершенных качеств, ибо без такого внутреннего анализа невозможно сотрудничать с Богом в пути своего собственного развития, ст. 24 гл. 16.
Чтобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже
Проверить орфографию сайта.
Проверить на плагиат .
Кол-во показов страницы 46 раз(а)
2020-11-23
Богомыслие