—амиздат “екст
RSS јвторы ќбсуждени€ јльбомы ѕомощь  абинет


(јдрес почты tulasi_07@mail.ru)

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ. ќЅ«ќ–. ƒ»јЋќ√. „ј—“№ 25. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 4.

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ. ќЅ«ќ–. ƒ»јЋќ√. „ј—“№ 25. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 4.

”ченик.

ќ, ¬севышний, расскажи мне еще о —воих Ѕожественных  ачествах.

Ѕќ√:

Ќепременно, те знани€, которые Ѕог  ришна поведал јрджуне в гл. 10, есть совершенные духовные знани€, которые не только дают человеку истинное понимание о том,  то управл€ет материальным и духовными мирами, но и непременно направл€ют ум человека на Ѕога посто€нно, помогают полностью сосредоточитьс€ на ¬ысочайшей Ѕожественной Ћичности, тем открыва€ врата к духовному совершенству, помога€ постигать Ѕога через ≈го про€влени€ в материальном мире, дава€ основу религиозного мышлени€, дава€ также основание Ѕогу направл€ть человека в любых его де€ни€х на пам€тование о Ѕоге через присутствующие Ѕожественные признаки в материальном мире. “аким образом, человек выходит из цепей иллюзорных энергий Ѕога, управл€ющих ¬олею Ѕога материальным миром, и безвозвратно приходит к тому, что он полностью есть подчиненное Ѕогу живое существо, зависимое от Ѕога во всем, что только Ѕог управл€ет всем и каждым через свое Ћичное присутствие через свои многочисленные материальные и духовные энергии.

ѕоэтому человек, который мыслит через эту призму духовных знаний, на самом деле видит вещи так, как они есть на самом деле, а потому шаг за шагом выходит из-под вли€ни€ двойственности материального мира, а также гунн материальной природы. Ќо чтобы действительно освободитьс€ от вли€ни€ гунн материальной природы, человек помимо этих знаний непременно должен быть зан€тым в практике преданного служени€. “олько поклон€€сь Ѕогу  ришне, занима€сь целенаправленной духовной практикой и развива€сь в этом направлении, человек может войти в эти знани€, утвердитьс€ в них, вз€ть за основу духовного мышлени€ и всегда видеть материальный мир через призму этих знаний, так посто€нно медитиру€ и только через них постепенно преодолева€ иллюзорные энергии Ѕога.

ќднако, јрджуна вр€д ли смог бы достаточно хорошо усвоить все, что сказал ему Ѕог, ибо еще не мог заниматьс€ духовной практикой и едва мог начать постигать ее азы, начав посв€щать свое сражение Ѕогу без прив€занностей. Ќо тем не менее, не так и прост разговор с —амим Ѕогом, ибо Ѕог вводит такие знани€ в своей мере пр€мо в сердце человека и утверждает их там Ѕожественной ¬олей тотчас, убира€ все сомнени€, отвод€ от вли€ни€ иллюзорных энергий Ѕога в материальном мире. Ќо и дл€ јрджуны была уготована Ѕогом та духовна€ практика, котора€ и должна была перевести его понимание на более высокий духовный уровень, но в свое врем€. » возможно не только в этой жизни. Ќо увидеть Ѕога не в человеческой, но в Ѕожественной форме, ст. 3 гл. 11, ни есть на самом деле желание јрджуны. Ёто желание было дано ему —амим Ѕогом, ибо его можно было вести только таким путем согласно ступени его личного материального и духовного развити€ и согласно той эпохе, в которой он жил, где человека можно было убедить на основе преимущественно не знаний, а впечатлив, потр€са€ его сознание тем видением, которое соответствовало пониманию о ¬еличии Ѕога. “акже это надо было сделать в достаточно короткий промежуток времени, показав јрджуне ту Ѕожественную форму, о которой из предыдущих ѕисаний и из слов духовных учителей и брахманов был уже наслышан и что считалось авторитетным и абсолютным про€влением Ѕога.

—озерцание этой формы Ѕога должно было убедить јрджуну в том, как ¬елик Ѕог, потр€сти его до глубины, убрать существующие сомнени€, сделать более гибким в мыслительном процессе и принимать все, что √оворит ему Ѕог, как ¬ысочайшую »стину, в результате чего јрджуна должен быть прин€ть этот разговор с Ѕогом как высочайшее и св€щенное откровение. ѕон€тно, что это был единственно возможный и приемлемый дл€ јрджуны мистический путь, которым он и его современники могли привлечьс€ и убедительней которого дл€ них согласно их ступени развити€ не существовало. ќднако, чтобы созерцать великолепную ‘орму Ѕога, необходимо было получить от Ѕога особое зрение, о котором ¬олею Ѕога и просит јрджуна в ст. 4 гл. 11.

Ќо вначале, предвар€€ это видение, Ѕог √оворит о —воей ¬селенской ‘орме в ст. 5 гл. 11, описыва€ ее как ¬еличайшую, имеющую в одной форме множество форм, многоцветную, гигантскую. ќднако, следует понимать и то, что на самом деле эта ¬селенска€ ‘орма Ѕога ни есть реальна€ форма Ѕога, даже вселенского пор€дка. Ѕог не может ограничивать себ€ вселенскими размерами или формами, ибо Ѕог есть все и пронизывает все вселенные и за их пределами, во всем величайшем и непостижимом многообразии, неподвластном человеческому воспри€тию и тем более уму. Ќо ¬селенска€ ‘орма Ѕога Ц на самом деле есть некий приближенный символ Ѕога применительно к человеческому воспри€тию и пониманию, тот образ, который јрджуна мог как-то соизмерить со своими знани€ми и может быть ожидани€ми. Ќадо понимать правильно. —ам Ѕог есть непро€вленное ∆ивое —ущество, абсолютно духовное, пронизывающее собой все материальные вселенные и духовный план. Ѕог никак не может уместитьс€ в пределах одной вселенной со всеми —воими многочисленными энерги€ми, управл€€ материальным и духовным планом из некоей ограниченной размерами формы, пусть даже и вселенской величины. Ёто невозможно. «а пределами всех вселенных и в каждой Ѕог присутствует Ћично —воим полным целым, абсолютно зна€ —вое творение. “акже, невозможно созерцать руки, ноги, многочисленные головы, украшени€, доспехи и прочее в Ѕожественной форме, ибо роль всего выполн€ют строго только Ѕожественные энергии. «десь нет и не может никаких вещей человеческого пор€дка. ¬се это только в головах людей и на уровне их опыта и понимани€, и сообразно этому Ѕог и дает јрджуне как бы символически пон€ть эти вещи применительно к Ѕогу и Ѕожественной форме. Ќо здесь в основном аллегори€, ибо иначе донести человеку, как Ѕог управл€ет творением, почти невозможно, как только через сравнение с теми вещами, которые пон€тны человеку и человеческому мышлению и опыту. Ќо полагать, что у Ѕога действительно есть руки и ноги и прочее как у человека Ц нельз€. ≈сть, но не так, не матери€ и ни така€ форма и ни такое управление. Ќо этот образ ¬селенской ‘ормы все же полезен и дает человеку в рамках его понимани€ все же представление о том, что Ѕогу не чужды эти пон€ти€ и это дает хоть приближенное представление о том, что непостижимо и невозможно на самом деле созерцать никакими человеческими чувствами или органами, как и на уровне ума. » все же ¬селенска€ ‘орма в своем как бы иллюзорном, нереальном, фантастическом и мистическом виде передает в своей мере образ Ѕога предельно пон€тно, как и качества Ѕога, как и ¬еличие, как и Ќепостижимость, как и вызывает сильные эмоциональные потр€сени€ и направл€ет человека на понимание о полной своей зависимости и подчиненности, дает благоговение и страх перед Ѕогом, дает желание падать перед Ѕогом ниц и пон€ть свое изначальное истинное положение перед “ворцом.

Ќадо знать, что ¬селенска€ ‘орма Ѕога далеко не есть истинна€ форма Ѕога и не может быть дл€ человека объектом поклонени€. ќднако, показыва€ эту ‘орму јрджуне, Ѕог, тем не менее, наставл€€ его, дает ему и понимание о том, что эта форма ¬еличайша€, јбсолютна€, полна€ всех Ѕожественных атрибутов, про€вленна€ в некотором роде, ибо ее можно все же созерцать. Ќо это было показано только јрджуне и только при определенных услови€х. ƒело в том, что на самом деле Ѕог  ришна никогда в —воем “еле не станет показывать те образы, которые €вл€ютс€ или мистическими или образами уже умерших или существующих нынче людей. “ак Ѕог никогда не поступает, но этот путь был необходим именно дл€ јрджуны и его современников, которые черпали свои духовные знани€ из достаточно неавторитетных источников или перенимали эти знани€ из уст своих духовных учителей, а они в свою очередь от своих и так далее по парампаре. ¬ итоге, никто не мог точно понимать или знать достоверность тех или иных фактов или событий и св€занных с ними образов, хоть и общеизвестных и несущих в себе некоторую религиозную информацию. ќ чем же здесь речь? ќ тех, кого Ѕог и перечисл€ет в ст. 6 гл 22. Ёти образы Ѕог как бы дает увидеть в своем теле Ц сыновь€ јдити, ¬асу, –удр, јшвини кумар, ћарутовЕ ј также показывает все прочие чудеса и всю вселенную со всем движущимс€ и неподвижным, ст. 7 гл. 11. Ёти образы были хорошо известны јрджуне и потому, чтобы вызвать у него интерес, адекватность воспри€ти€, чтобы он мог также раздвинуть и свой мыслительный процесс, понима€, что в таком случае в теле Ѕога и все его родственники, жены, дети, все его друзь€ в их насто€щем, прошедшем и будущемЕ Ќо дл€ Ѕога все эти образы были абсолютно незначимыми, или несуществующими, ибо все, что существовало в материальном мире и после смерти помен€ло тело, считаетс€ в Ѕоге уже не существующим, нереальным и не достойным того, чтобы на этом задерживать Ѕожественное внимание. ¬се развиваетс€ и непременно поднимаетс€ вверх и все имеет в себе те качества, которые и были ¬олею Ѕога развиты и имели значение. ¬се прошлое всех и каждого удерживаетс€ только в пам€ти Ѕога и до тех пор, пока Ѕог считает необходимым и хранить в —воем теле лишнюю информацию о всех и каждом у Ѕога нет никакой Ѕожественной ¬оли и необходимости. ѕоэтому все эти видени€ был лишь такой прием Ѕога заинтересовать јрджуну, привлечь его внимание, помочь ему как бы с этим образом Ѕога в свою меру освоитьс€, почувствовать себ€ в Ѕоге и свою ничтожность перед Ѕогом, как и зависимость, как и почувствовать к Ѕогу величайшее почтение и страх. “акже, следует хорошо понимать, что нельз€ этой форме Ѕога  ришны поклон€тьс€, ибо она не существует и не считаетс€ общепризнанной формой Ѕога в материальном мире. ƒл€ этого существуют другие формы, одну из которых Ѕог и покажет јрджуне после того, как показал ему —еб€ в столь ¬еликой форме, более поража€ его ¬еличием Ѕога, нежели дава€ ему точное представление о том, кака€ все же форма Ѕога €вл€етс€ абсолютной и вполне подход€щей дл€ поклонени€ Ѕогу в ’раме.

“акже, надо понимать, что если бы пришлось показать Ѕожественную ¬селенскую ‘орму Ѕога не јрджуне, а другому человеку из, скажем, другой эпохи, то, несомненно, можно было бы видеть в ней те мифические живые существа, которые были распространены, передавались люд€м их учител€ми из других религиозных источников. ѕоэтому, все было сделано примирительно к јрджуне и его эпохе и с определенной целью Ц приблизить понимание к тому, что все присутствует в Ѕоге, что Ѕог есть ≈диный ¬ысший ”правл€ющий, перед  оторым все необходимо падают только ниц. ¬ этой св€зи ¬селенска€ форма дл€ другого человека могла выгл€деть несколько иначе, но главна€ суть непременно бы была сохранена. — другими акцентами, нес€ свою информацию, но непременно бы поражала своим ¬еличием, ћощью, си€нием, видени€ми и чудесами.

Ѕог Ц ¬ысочайший ћистик и «нает, как показать тот образ Ѕога, чтобы человек проникс€, был потр€сен, изумилс€, был поражен ¬еличием Ѕога, ¬еликолепием Ѕога, ≈го ћощью, —илой, ¬ластьюЕ Ёта форма Ѕога вызывала величайший трепет, осознание своей ничтожности, абсолютной подчиненности, вызывала желание пасть перед Ѕогом и просить ћилость Ѕога, ибо форма Ѕога была устрашающа€, все в себ€ вмещающа€, ¬ысочайша€, си€юща€, многоцветна€, беспредельна€, могущественна€, не имеюща€ себе равных нигде. ¬олею Ѕога и јрджуна и —анджа€ видели одну форму Ѕога, вмещающую в себ€ все, все вселенные, все планеты всех уровней, всех людей, и праведников и грешников, все чудеса, все событи€, все движени€, все было в Ѕоге, все было в абсолютной ¬ласти Ѕога. Ёто видение не €вл€лось истинной формой Ѕога, такой формы у Ѕога нет, но через нее Ѕог доносил јрджуне то, что можно описывать многими —в€тыми ѕисани€ми и никогда не постичь, ибо это видение вошло в јрджуну через все чувства столь сильно, что он однозначно и полностью осознал,  то перед ним и бесповоротно предалс€ Ѕогу, уже не в силах рассуждать или сомневатьс€, или мыслить или желать, как прежде.

“олько Ѕог управл€ет чувствами человека, его речью, его зрением, слухом, внутренними состо€ни€ми, может переводить человека из одного состо€ни€ в другое. ѕоэтому Ѕог дал јрджуне то зрение, которое было необходимо и дал также все чувства и эмоции и непременно страх и великое почтение, как и речь, как и желание задавать вопросы. ќписание ¬селенской ‘ормы Ѕога приводитс€ в ст. 10-11 гл. 11. Ёто описание, как и само видение, ориентировано на человеческое мышление, также воспри€тие, также присутствующие в обществе на тот период духовные знани€. Ќадо понимать, что все есть средства Ѕога, которые необходимы дл€ работы Ѕога с людьми в материальном и духовном мире и просто так чудеса, великолепные видени€ и тем более Ѕожественную ‘орму Ѕог не показывает, но только если есть Ѕожественна€ Ќеобходимость, котора€ никогда не может быть направлена на одного человека, но через одного на все человечество.

Ќо в то же врем€ это была также Ѕожественна€ работа над јрджуной, чтобы он получил то необходимое состо€ние, которое повлечет за собой необходимую речь и вопросы естественно, дава€ всем через так направленный диалог обозреть, увидеть, насладитьс€ формами Ѕога, проникнутьс€ ими через изучение Ѕхагавад √иты, котора€ через это стала более привлекательной и авторитетной, как и несущей наслаждение от описани€ ‘орм Ѕога всему человечеству, но каждому в свое врем€. Ќадо понимать, что все увиденное јрджуной ни есть истинное видение, но именно так Ѕог представил —еб€, чтобы помочь јрджуне все же осознать свои ошибки и просить у Ѕога прощение, чтобы јрджуна пал ниц перед Ѕогом, чтобы осознавал через Ѕожественные украшени€ ¬еликолепие Ѕога, через Ѕожественное оружие Ц —илу и ћощь Ѕога, через шлемы Ц абсолютную ¬ласть Ѕога и твердость, через многие лики Ц вездесущность ЅогаЕ ѕо сути, Ѕог передал через чувства Ѕожественные качества, как и ћилосердие, “вердость, ¬ластьЕ ћожно было показать и р€д других образов, другие чудеса и видени€, другую, но тоже ‘орму вселенной, но јрджуне, как кшатрию, именно эта ‘орма Ѕога и именно с такими видени€ми и образами была пон€тна, многое до него донесла и научила. »бо Ѕог знает, как следует помочь человеку, если в нем есть качества, мешающие или преп€тствующие дальнейшему развитию диалога, где стало возникать несогласие јрджуны в плане сражени€, что категорически нельз€, ибо ¬ол€ Ѕога была ему сказана и требовала подчинени€ тотчас, как и смирение.

¬едомый Ѕогом, јрджуна ¬олею Ѕога восприн€л все так, как и ѕланировал Ѕог. »менно через потр€сени€ јрджуна должен был донести в своей мере до всех людей ¬еличие Ѕога, представленное в приемлемой дл€ человека форме. » только введ€ јрджуну в надлежащее состо€ние, на основе переживаемого јрджуной сильнейшего потр€сени€ Ѕог дал ему изнутри те молитвы, которые должны были стать величайшим бесцеллером Ѕхагавад-√иты, ее жемчужиной, сделать Ѕхагавад-√иту высоко духовным религиозным произведением, где каждый мог приблизитьс€ к Ѕогу с этой сокровенной, тайной и непостижимой стороны, увидеть глазами јрджуны ќбраз Ѕога, какой только можно было предложить дл€ человеческого слабого воспри€ти€, этим образом дав осознать ¬ысочайшие и Ќепостижимые Ѕожественные качества; человек глазами јрджуны должен был в своей мере представить себе ослепительное си€ние Ѕога, многоцветно си€ющий образ, дивный, в устрашающей и непостижимой форме. Ётим —в€щенным ќбразом в ‘орме вселенной Ѕог показал —еб€ так, что јрджуна не мог молчать, молитвы и высочайшее почтение к Ѕогу, стало единственным его состо€нием, преисполненным глубоких чувств от видени€ ¬еличи€ Ѕога. “олько вследствие этого видени€, он обрел великое смирение, осознав, воистину, свое положение перед Ѕогом и отсюда устремл€€сь предатьс€ Ѕогу, как и служить ¬ерховной Ѕожественной Ћичности, ибо другого пути нет и не может быть ни дл€ кого.

¬ ст. 15 гл. 11 јрджуна, будучи в состо€нии потр€сени€, не мог удержатьс€, но стал перечисл€ть все, что видит в Ѕожественном “еле, выдел€€ полубогов, Ѕрахму, Ўиву, великих мудрецов, Ѕожественных змеевЕ ¬се это были в достаточной степени и ¬олею Ѕога даны ему в видении узнаваемые персонажи из мифов и легенд, а также исторических хроник на тот период. »менно поэтому образ Ѕога был ему в своей степени пон€тен, близок, привораживал его взгл€д, углубл€л и расшир€л мысль, как и понимание, что там, в теле Ѕога и все они, те, кто собралс€ на поле  урукшетра перед сражением, и что их судьба уже предрешена, и вот они группами вход€т в “ело Ѕога ¬олею Ѕога обезглавленные, сжигаемые, уничтожаемые, все до единого во ¬ласти Ѕога, все мол€щие Ѕога и прос€щие мира, все в величайшем страхе и смирении. Ќад всеми - Ѕог. » только Ѕог, ќдин Ѕог решает судьбу народов и каждого человека.

Ёта узнаваемость была дана дл€ јрджуны, дл€ его современников, дл€ тех, кто в последующие исторические периоды будут помнить эти персонажи из —в€тых ѕисаний и также, как јрджуна, через них будут понимать Ѕожественную —уть и “вердость, Ѕожественную ¬олю и ¬ласть. »менно это видение ¬еличайшей Ѕожественной ‘омы в виде ¬селенной могло дать большой религиозный настрой, великое переосмысление своей жизни и смысла своего существовани€, каждый именно через этот образ Ѕога чувствовал себ€ вход€щим в Ѕога, абсолютно зависимым от Ѕога, уповающим только на Ѕога, бо€щимс€ Ѕога и мол€щим Ѕога о Ѕожественной ћилости.

¬ ст. 17 гл.11 јрджуна описывает, каким он видит Ѕога. ќднако надо понимать, что шлемы, жезлы, диски есть ¬едические данные Ѕогом символы ¬ласти и ћогущества Ѕога, дающие человеку представление в такой форме о досто€ни€х Ѕога. Ќо эти символы на самом деле к Ѕогу, как Ѕожественные вечные и неизменные атрибуты, не имеют никакого отношени€. Ёто дл€ чувств, дл€ воспри€ти€ людей, которые мысл€т и понимают на уровне своих тел и телесных органов чувств. Ќо дл€ человека и применительно к нему и его опыту материальному в основном все это убедительное олицетворение Ѕога и его качеств таких, как ¬ласть, —ила, ћогущество, Ѕожественна€ —лава. »менно через эти символы Ѕог доносит јрджуне и всему человечеству, что Ѕог есть, Ѕог правит, Ѕог ведет, Ѕог дает, Ѕог дает существованию жизнь, Ѕог поддерживает и Ѕог уничтожает. Ќо дл€ самого Ѕога эти символы никакого значени€ не имеют, не присутствуют в Ѕожественном “еле ни в каком виде, не используютс€ нигде и никаким образом —амим Ѕогом ни в материально мире и не на духовном плане.

¬се это, вплоть до ¬селенской ‘ормы Ѕога есть прием Ѕога, чтобы донести до уровн€ человеческого ума и понимани€ некоторые Ѕожественные качества, которые про€вл€ютс€ совсем иначе и непостижимо. “акже, никогда Ѕог не ставит человека в условие ужаса и паники перед —обой, но решает все вопросы с человеком даже очень греховным пут€ми непостижимыми, ћилостивыми и много человеку прощает. Ќигде перед человеком нет бр€цани€ Ѕожественным оружием, нигде из Ѕога не вырываетс€ все уничтожающее и испепел€ющее плам€, нет устрашающих нигде зубовЕ ¬се просто символы и надо их понимать правильно, непременно зна€ страх перед Ѕогом, но не ужас. ¬се необходимо было дл€ того, чтобы почувствовать ¬ысоту Ѕога через все органы чувств, чтобы человек почувствовал трепет перед Ѕогом и свое место перед Ѕогом, чтобы человек осознал свое единство с Ѕогом и ¬еликую Ѕожественную —трогость, пон€л, что Ѕог в —воих требовани€х к человеку не оступитс€ никогда, чтоб, потр€сенный, человек помыслил о —лове Ѕожьем и необходимости ему следовать всегда и неукоснительно.

Ќеобходимо было усилить религиозность человека, его старани€ перед Ѕогом, его радение за свои де€ни€ и мысль, чтобы он понимал, что всегда находитс€ перед Ћицом Ѕога, виден Ѕогу и Ѕог может его наказать. ѕоэтому все это описание ¬селенской ‘ормы Ѕога есть средство Ѕога повли€ть на человека, дать ему возможность осознать, что у него нет другого пути, кроме пути к Ѕогу. »менно поэтому, потр€сенный, јрджуна, управл€емый Ѕогом, ¬озносит Ѕога хвалебные слова, восхвал€€ ¬севышнего, ибо чувства переполн€ют его. —ам Ѕог открывает ему рот и вкладывает те слова, которые должны донести им увиденное всем люд€м, поскольку не преодолеть желание говорить о Ѕоге, возрадоватьс€ Ѕогу, воспеть ≈го в своих молитвах, постичь Ѕога, ибо теперь произошел великий перелом в сознании јрджуны через великое духовное потр€сение, через чудо, которое ему €вил Ѕог и по€вилось желание объ€вить о Ѕоге всем, донести Ѕога другим люд€м в великом смирении и радости, ст. 18-19 гл. 11.

Ќо следует обратить внимание на ст. 19 гл. 11. —ледует знать, что у Ѕога нет огненных пылающих, поглощающих творение ртов. ”ничтожение ¬селенных происходит иначе, но такое видение следует воспринимать, не как реальное, имеющее место, но как символические образы, ¬олею Ѕога передающие и несущие человеку на основе его эмоционального воспри€ти€ необходимую информацию или знани€ о Ѕоге, но в очень упрощенном и доступном виде, где человеку должен постичь и усвоить —уть,  то за всем стоит изначально,  то есть “ворец.

„еловек на самом деле обладает очень скудным знанием и о себе и об окружающем его мире, но через чувства, через впечатлени€, через чудеса, через сказочные мифические образы некоторые вещи ему можно донести достаточно успешно. » то, что увидел јрджуна и то, как он восприн€л и что сказал, все это было задумано Ѕогом и именно в той форме, в которой все и происходило. јрджуна не мог не впечатлитьс€, не мог как-то иначе себ€ про€вить, не мог сказать другие слова, не мог увидеть другим образом и другую форму. ¬се, что ему было предназначено увидеть и сказать, так и было сделано еще до начала этого св€щенного диалога с Ѕогом. ќн должен был именно так сказать, ст. 19 Ц 21, именно так все пережить, именно так извлечь и с этим жить дальше и это говорить, доносить в своей мере потом.  онечно же, ни планетные системы, ни живые существа не приходили в тот момент в см€тение, но это видение утверждало в том, что изначально все живые существа, знающие Ѕога, непременно понимают, что Ѕог есть ¬ысший ”правл€ющий материальным миром и может уничтожить их. » такое осознание в материальном мире присутствует всегда и оно, как страх перед Ѕогом, необходимо, ибо только понимающий это человек может предатьс€ Ѕогу, быть смиренным перед Ѕогом, очищать свое существование, контролировать свой ум, желани€, чувства. »наче, все будет сметено. »менно это через —вою ¬селенскую ‘орму, через такой условный вид Ѕог доносил јрджуне и всем о —воем ћогуществе и так следовало Ѕога понимать каждому человеку, сто€щему на своей ступени материального и духовного развити€ и готовому именно так через свои органы чувств увидеть Ѕога и Ѕожественное присутствие в материальном мире.

“акже стих 21 гл.11 описывает нереальные событи€, но и это есть форма донесени€ до јрджуны и всем ћогущества Ѕога, указание на то, что все праведные люди непременно всегда должны преклон€тьс€ перед Ѕогом, молитьс€, уповать на Ѕога, ибо другого пути нет, а демонически устроенные люди, обладающие низшими качествами, по сути, могут только дрожать перед Ѕогом. “акже в ст.22 гл. 11 јрджуна перечисл€ет ¬едические персонажи, которые как бы также взирают на ¬селенскую ‘орму Ѕога, приход€ в великое изумление, а также см€тение, как и сам јрджуна также пришел в см€тение и потер€л свою твердость и невозмутимость. Ѕог  ришна показывает јрджуне во ¬селенском “еле не только —вое ¬еличие и не только то, что все живые существа наход€тс€ под ¬ластью Ѕога и трепещут от одного только вида Ѕога, но показывает и то, что как бы ожидает неблагочестивых царей, а также других воинов, сто€щих теперь по обе стороны на поле битвы  урукшетра, ст. 26-27. “акже јрджуна видит и понимает, что така€ участь ожидает многие народы и все живые существа в совокупности, теперь вход€щие в Ѕожественные многочисленные рты дл€ уничтожени€, ст. 28-29. ¬ великой внутренней панике, потр€сенный, јрджуна понимает, что от страха не может насладитьс€ видом этой ¬селенской Ѕожественной ‘ормы, такой, какую ее показал Ѕог  ришна, ст. 25 гл. 11, и взмолилс€, прос€ Ѕога объ€снить, что обозначает эта устрашающа€ ‘орма Ѕога, ст. 31 гл. 11, мол€ Ѕога показать ему другую Ѕожественную ‘орму. “олько Ѕог мог показать такое видение, только Ѕог мог вызвать в јрджуне столь сильные переживани€ и только Ѕог мог его успокоить.

Ќадо понимать, что јрджуна вполне подходил дл€ диалога с Ѕогом и про€вл€л те качества, которые были свойственны праведным люд€м той эпохи, но сказать, что это была очень или достаточно высока€ ступень духовного самосознани€, что јрджуна обладал достаточными духовными знани€ми и качествами невозможно. ¬ид€ устрашающую ‘орму Ѕога, јрджуна еще не мог контролировать свои чувства и эмоции и как бы не находит в себе сил также вспомнить, что Ѕог есть ¬ысочайша€ ћилость, “от,  то дает ∆изнь,  то дает рождение живым существам и поддерживает их в материальном мире,  то ”правл€ет материальным миром и из  ого все изначально исходит и  ому все принадлежит. » все эти видени€, показывающие, как воины, намеревающиес€ сражатьс€ на поле битвы  урукшетра, вход€т в пылающие огнем Ѕожественные рты и застревают и обезглавливаютс€ и сжигаютс€, все они не имеют ничего общего с реальной ситуацией и есть лишь символические, направл€ющие мысль к Ѕогу, Ѕожественной ¬оле и ¬ласти. » этим не заканчиваетс€ путь ни одного живого существа, ибо все рождаютс€ ¬еличайшей ћилостью Ѕога вновь и вновь и идут к своему конечному назначению, что есть ќбитель Ѕога, идут ¬олею Ѕога, ћилостью Ѕога, ведомые “ем,  то «нает, как идти, и посто€нно помогает, работа€ над —воим творением скрупулезно, непрерывно.

Ќо дл€ јрджуны такое состо€ние страха и трепета, граничащего с ужасом, было естественно на его ступени развити€ и в свою меру необходимо. ќн должен был быть потр€сен и в таком состо€нии можно и нужно было продолжать тот диалог, который наметил Ѕог и который именно через великое потр€сение јрджуны донес всем ¬еликолепие и ¬еличие Ѕога и сделал Ѕхагавад-√иту ¬ысочайшим религиозным произведением, аналогов которому нет. “олько глазами јрджуны его современники и последователи могли увидеть и изумитьс€ Ѕожественным ‘ормам, которые увидеть непосредственно более никому не дано и не будет дано, даже ¬ысочайшим преданным. “ем более это не будет дано тем, кто далек от совершенных духовных знаний, духовной практики, преданного служени€, кто идет по пути удовлетворени€ материальных чувств, кто слишком самонаде€н и не поклон€етс€ Ѕогу, ¬ладыке ¬сех миров, ¬ысшему ”правл€ющему, “ому, из  ого все исходит изначально, ѕричине всех причин, Ќерожденному, ¬ысочайшему “ворцу. ѕоэтому и дл€ јрджуны и дл€ его современников, и дл€ их потомков Ѕог показал —еб€ в столь устрашающей ‘орме, чтобы призвать греховных пасть перед Ѕогом на колени и начать путь очищени€ только через преданное служение, аскетизм, добродетель, контроль ума, желаний и чувств, а также через путь отречени€.

Ќа самом деле, когда јрджуна взирал, как в многочисленные рты Ѕога устремл€лись в этом видении многие и многие люди, причем и лучшие и сгорают в ≈го ртах, он должен был пон€ть, что на самом деле нет безгрешных, что все равны перед Ѕогом и все полностью наход€тс€ во ¬ласти Ѕога. Ќадо понимать и то, что таким образом люди не встречают свою смерть. Ќо все происходит так, как человек в материальном мире видит и знает. Ќо за каждой смертью непременно следует и рождение. Ќо уменьшить свои страдани€ в материальном мире можно только преданным служением Ѕогу. —амо видение Ѕог объ€снил јрджуне на том уровне, на котором было возможно согласно ¬оле и ѕлану Ѕога и согласно ступени развити€ јрджуны и людей того периода, ст. 32 гл. 11.

Ѕог  ришна, отвеча€ в ст. 32 гл. 11 на вопрос јрджуны,  то ќн, достаточно строго и последовательно объ€сн€ет —вою »значальную ћиссию в материальном мире, назвав —еб€ разрушителем миров, зан€тым уничтожением людей в этом мире и указал на то, что скоро воинов, расположенных по обе стороны армий, а со временем и самого јрджуны, скоро не будет, непременно потребовал, чтобы јрджуна прин€л участие в сражении, по€снив, что согласно Ѕожественному плану все враги уже убиты Ѕогом. ќстаетс€ послужить причиной, совершить и не беспокоитьс€.

Ќадо понимать, что на поле бо€ именно так и надо было вести диалог с јрджуной и именно ¬селенскую ‘орму следовало ему показать в устрашающем и потр€сающем человека виде, чтобы у јрджуны возникло необходимое состо€ние страха и трепета, которые и побудили его к той речи, которую ему Ѕог и дал, дабы передать другим јбсолютное ¬еличие Ѕога и понимание о своем положении перед Ѕогом изначальном. »менно Ѕог управл€л —в€щенным диалогом, который был предназначен всему миру и каждому и именно такие должны были задаватьс€ вопросы и такие должны были делатьс€ выводы јрджуны, которые и имели место. » в этом ¬ол€ Ѕога была неизменна. “акже, было Ѕогом сказано так, чтобы люди, изучающие этот —в€щенный разговор, понимали, что все событи€ сначала решаютс€ в ”ме Ѕога, а они лишь €вл€ютс€ исполнител€ми, следующими ¬оле и ѕлану Ѕога. Ётот путь постижени€ Ѕога в материальном мире через Ѕожественный “руд, Ѕожественное присутствие и Ѕожественную ¬олю €вл€етс€ абсолютным. Ќо далеко не каждый, будучи на своей ступени развити€, устремл€ет сюда свою мысль, более будучи обеспокоенный тем, что Ѕог уничтожает людей. Ќо это ни есть безвозвратный путь и то, что планирует Ѕог на каждого есть ни что иное, как новое рождение человека в новом теле, в новых услови€х в среде, где у него будут и новые возможности разного направлени€, способствующие развитию человека и дальнейшему его подъему по ступени собственного материального развити€. Ќо и тогда наступает смертьЕ ћатериальный мир есть путь рождени€ и смертей, круговорот сансары, обновл€ющий тело, чувства, ум, желани€, средства и возможности. ѕоэтому смерть следует рассматривать, как только ћилость Ѕога, дающа€ каждому не только жизнь, но и развивающа€ качества, угодные Ѕогу, и так поднимающа€ человека по лестнице духовного и материального развити€ с тем, чтобы в итоге и вследствие преданного служени€ в услови€х материального мира оставить материальный мир навсегда.

ѕоэтому, если бы јрджуна был достаточно духовно реализован, его бы не потр€сли —лова Ѕога, как и ¬селенска€ ‘орма Ѕога, как и то, что в Ќей ему было показано. ќн бы никаких чувств не испытывал, кроме высочайшего почтени€ к Ѕогу и абсолютного смирени€ и желани€ предать себ€ “ворцу. Ќо в таком случае и диалог невозможно было бы повернуть в нужное русло и люди ничего не смогли бы из него дл€ себ€ извлечь в плане духовного развити€, как и ‘ормы и качеств Ѕога в той мере, в которой это возможно. ѕоэтому Ѕог выбрал того человека, качества которого должны были подойти дл€ этого разговора с Ѕогом и при таких услови€х, чтобы у него были естественны именно такие реакции и такие вопросы, которые Ѕог ему подавал в процессе беседы, чтобы он так именно был восприимчив к —ловам Ѕога и так поэтапно шаг за шагом понимал, что хочет —казать ему Ѕог. ѕоэтому и реакци€ јрджуны на —лова Ѕога была и уместна и последовательна, как и его состо€ние, как и все чувства и эмоции, которые он переживал, ст. 35 гл. 11.

“аким образом, ст. 36 гл. 11, во ¬селенской ‘орме Ѕога  ришны јрджуна увидел, что и должен был увидеть, именно так увидеть, должен был также в этом хорошо быть управл€емым Ѕогом, принима€ от Ѕога нужный мыслительный процесс как свою собственную и естественную реакцию, свое личное отношение. Ќесомненно, он был в немалой степени поражен ¬еликолепием и ¬еличием Ѕога, хот€ это было лишь мала€ часть Ѕожественного ¬еликолепи€, но и таким образом до его сознани€ было донесено, какое положение занимает он и все живые существа перед Ѕогом.

Ќесомненно, ¬селенска€ ‘орма Ѕога поразила јрджуну, заставила его осознать свое истинное положение перед Ѕогом, как и пон€ть то, что греховным люд€м, неразвитым, сто€щим на низшей ступени своего развити€, имеющим еще демонические качества следует бо€тьс€ Ѕога, молитьс€ Ѕогу неустанно, уповать только на Ѕога, старатьс€ перед Ѕогом, падать ниц в великом почтении, осознава€ ¬ласть Ѕога над собой и быть смиренными перед Ѕогом и Ѕожьей ¬олей, ибо ¬ласть Ѕога неизмерима, “вердость Ѕога неизменна, ¬ол€ Ѕога јбсолютна. Ќо јрджуна наход€сь на своей ступени материального и духовного развити€, не облада€ совершенными духовными знани€ми в необходимой мере, еще не мог правильно мыслить, не мог видеть во всем нескончаемую ћилость Ѕога ко всем живым существам. » те, кого он называл демонами, и те, кого он называл совершенными живыми существами, были таковыми лишь только в его понимании, ибо все перед Ѕогом равны, и каждый находитс€ на своей ступени духовного развити€ и ни одну ступень этой лестницы развити€ никому не удастс€ перешагнуть.

 ачества каждого «нает только Ѕог и потому только Ѕог знает все о каждом живом существе и никогда не делит живые существа на праведников и демонов. Ќо все Ѕожьей ¬олей и Ѕожьей ћилостью, ведомые Ѕогом, поднимаютс€ только вверх по лестнице личного развити€, и каждый вкушает только свои плоды греховной и праведной де€тельности, и не бывает так, чтобы все толпами перед Ѕогом равно отвечали за свои грехи, но каждый перед Ѕогом за себ€, свои де€ни€, мысли, желани€. ¬сех Ѕог ведет Ѕожьей —трогостью и Ѕожьей ћилостью, все ¬олею Ѕога развиваютс€ и устремл€ютс€ только к Ѕогу за пределы материальной вселенной.

Ќо Ѕог достиг Ѕожественной ÷ели. јрджуна, будучи потр€сенный увиденным, пал ниц, и готов был и еще и еще много раз, Ѕог открыл ему рот и дал те слова, которые и необходимо было сказать, слова, обращенные к Ѕогу, слава, которые восхвалили Ѕога в молитвах, в великом внутреннем преображении, где, потр€сенный, јрджуна не мог молчать, ибо ¬еличие Ѕога взволновало его, и все чувства стремились во вне, необходимо было это донести другим, необходимо было это излить, выразить, восхититьс€Е но не молчать. Ёто было невозможно. Ќеобходимо было восхвалить Ѕога. ѕоэтому Ѕог открыл рот јрджуне и дал ему сказать то, что надо было сказать, что сказать јрджуна уже был готов и слова сами выходили из него и еще и ещеЕ » в этом была величайша€ ћилость Ѕога. Ѕог таким образом не дал јрджуне пасть, ибо перед Ѕогом следует только падать ниц и возносить молитвы, а не уходить в рассуждени€. » говорить только тогда, когда Ѕог —ам так поведет и откроет рот. ¬се другое Ц величайшее несмирение и наказуемо.

“акже ћилость Ѕога была и к тем, кто был свидетелем этого св€щенного разговора и мог также видеть великолепную ¬селенскую ‘орму, что есть творение Ѕога. »менно Ѕог, про€вл€€ к јрджуне ћилость, дал ему сказать, про€вить свое великое почтение к Ѕогу в ст. 36, 37, 38, 39, 40 гл. 11. Ёти слова јрджуны следует хорошо знать, заучить, говорить, как молитву. “аково Ќаставление Ѕога каждому изучающему Ѕхагавад-√иту. Ёто также необходимо тем, кто желает себе духовного развити€ и здесь успеха. Ёту молитву следует также повтор€ть в течение дн€. “акже этими словами можно внутри себ€ пам€товать о Ѕоге, обращатьс€ к Ѕогу, просить у Ѕога касательно своих материальных и духовных нужд. «десь, с этими словами можно становитьс€ на колени, воспевать и благодарить Ѕога, с этими словами воздавать Ѕогу в поклонах и в проповед€х. »менно эти слова Ѕог дает человечеству, как ¬ысшее обращение к —ебе и в св€зи с ними Ѕог также будет помогать каждому, ибо такова ¬ол€ Ѕога дл€ людей в материальном мире.

ќсознав ¬еличие Ѕога, осознав с большей €сностью свое изначальное положение перед Ѕогом, јрджуна ¬олею Ѕога не мог не подумать о том, что, будучи в невежестве, он на самом деле мог, того не жела€, но не совсем почтительно прежде обращатьс€ к Ѕогу, ибо считал себ€ с Ѕогом  ришной в дружеских отношени€х, а потому необдуманно обращалс€ к Ѕогу, как если бы обращалс€ к человеку. Ёта мысль поразила јрджуну и ¬олею Ѕога надо было раска€тьс€ перед Ѕогом, слезно просить прощение за этот грех, ибо иначе продолжение св€щенного разговора могло стать невозможным, ст. 41-42 гл. 11. —тих 43 гл. 11 также следует понимать, как молитву к Ѕогу  ришне и произносить ее в течение дн€, обраща€сь с этими словами к Ѕогу всегда, если есть необходимость что-либо просить у Ѕога или благодарить Ѕога или в момент поклонени€ Ѕогу  ришне в течение дн€. Ќо в ст. 44 гл. 11 јрджуна допускает существенную ошибку, согласно все же своему невежеству и тому, что еще осознание ¬еличи€ Ѕога хоть и потр€сло его, но он еще не умеет во всей полноте правильно понимать, что следует Ѕогу говорить, а что говорить нельз€. ¬ своем случае, вспомнив о том, как порою он, јрджуна, обращалс€ к Ѕогу  ришне прежде без должного почтени€ и осознани€ ¬еличи€ Ѕога, он должен был, ему надлежало пасть перед Ѕогом ниц, вымалива€ прощениеЕ Ќо слова сказанные јрджуной уже в ст. 44 гл. 11 были недопустимы. Ќельз€, невозможно говорить Ѕогу: Ђ ак отец от сына, как друг от другаЕ ты должен это снестиЕї. Ёто греховные слова. ќни недопустимы ни при каких обсто€тельствах. Ёто надо знать всегда. ѕеред Ѕогом нельз€ оправдыватьс€, нельз€ сравнивать, приводить примеры, блистать красноречием, нельз€ вести диалог. „еловек изначально только ведом Ѕогом и может говорить тогда, когда Ѕог к нему обратитс€, но ответить со смирением и просто, с опущенной головой, не допуска€ в себе никакой мыслительный процесс, предава€сь Ѕогу, с величайшим почтением слуша€ и внима€, зна€ в себе, что на все ¬ол€ Ѕога и его личной воли здесь нет и не может быть ни теперь, ни потом. ѕеред Ѕогом следует контролировать свой ум, свою речь, свои желани€, все свои эмоции, всегда помн€, что ты перед Ћицом Ѕога, а потому не соблазн€тьс€ никакими материальными посулами или даже теми нормами, которые перед Ѕогом греховны изначально.

¬ ст. 45 гл. 11 јрджуна просит Ѕога показать ему другую Ѕожественную ‘орму. Ќадо понимать, что к этому его побуждает только Ѕог. ¬селенска€ ‘орма Ѕога в достаточной степени привнесла в понимание јрджуны ¬еличи€ Ѕога, дала осознать свои истинное положение перед Ѕогом, именно это событие подн€ло его сознание на достаточно высокий уровень и дало переосмыслить суть своего поведени€ и качеств перед Ѕогом. »менно ¬селенска€ ‘орма открыла рот јрджуне дл€ вознесени€ Ѕогу лучших молитв, которые Ѕог рекомендует знать и творить всем. Ёто ст. 19, 20, 36, 37, 38, 39, 40. ¬ ст. 46 гл. 11 јрджуна просит Ѕога показать —еб€ в четырехрукой Ѕожественной форме. Ќадо понимать, что у Ѕога нет и четырехрукой ‘ормы. » это есть символическа€ ‘орма Ѕога, описанна€ в ¬едах, та ‘орма, котора€ как-то пон€тна человеку. Ќа самом деле Ѕог не прив€зан ни к какой форме, не зависит от нее никак, ибо есть абсолютное духовное ∆ивое существо. Ѕог может прин€ть любую форму. Ќо эта четырехрука€ форма считаетс€ общепризнанной, пон€тной, абсолютно передающей Ѕожественную ¬ласть, ћогущество, ћилосердие, ¬ысоту Ѕога и многие другие Ѕожественные досто€ни€, которые могут быть пон€тны человеку на его ступени развити€. “акже эта форма в некоторых случа€х нужна дл€ поклонени€ Ѕогу, ибо и религиозный человек желает направл€ть на нее свои органы чувств, наслаждатьс€ ею и трепетать при ее виде, медитировать, поклон€тьс€ Ѕогу, через нее усиливать свою веру и свою духовную практику. ƒл€ этого и было сотворена и дана человеку така€ форма Ѕога. „еловек также не может себе представить Ѕога, чтобы его форма не было подобной форме тела человека. Ќо в ¬едах Ѕог дает человеку понимание о разных видах —воих ‘орм, так, что они в той или иной мере напоминают форму тела человека и имеют —вои Ѕожественные отличи€. Ќо всегда человеку следует понимать, что люба€ форма Ѕога еще ни есть —ам Ѕог, ибо —ам Ѕог Ќепостижим ни —воей ‘ормой, ни —воей Ѕожественной сутью. “а форма, которую снова просит показать јрджуна в ст. 46 гл. 11, есть оп€ть же ¬едическа€. ¬о времена јрджуны такой вид, така€ ‘орма Ѕога была достаточно распространенной, так люди изображали Ѕога издревле и к этой форме, считалось, т€готели и любили ее высоко духовные живые существа райского плана, называемые великими душами, мудрецами, брахманами, полубогамиЕ Ќадо знать, что эта четырехрука€ ‘орма Ѕога и теперь допустима в материальном мире, Ѕог также позвол€ет через нее —ебе поклон€тьс€, медитировать на Ќего, вид€ в ней олицетворение Ѕожественной ¬ласти, ћогущества, ¬оли, всех других Ѕожественных атрибутов (шлемы, цветок лотоса, Ѕожественный диск, булава) и досто€ний. Ёта четырехрука€ ‘орма Ѕога также восхвал€етс€ —амим Ѕогом в ст. 47-48 гл. 11. “акже Ѕог  ришна указывает, что далеко не каждый в материальном мире может ≈го увидеть в этом виде, но только в результате долгого и беспримесного преданного служени€ непосредственно Ѕогу  ришне. ¬следствие слов, сказанных Ѕогом в ст. 49 гл. 11 Ѕог показывает јрджуне и всем —вою „етырехрукую форму, ст. 50 гл. 11, вновь вызвав в јрджуне высочайшее потр€сение и, чтобы успокоить его, снова прин€л красивую человеческуюдвурукую форму, таким образом привнес€ в него мир и удовлетворение, ст. 51 гл. 11 и объ€сн€€ јрджуне, что эти Ѕожественные ‘ормы очень не просто увидеть, ибо даже совершенные существа, желающие созерцать четырехрукую ‘орму Ѕога, далеко не всегда могут получать от Ѕога эту ћилость. Ќо условие, при котором это возможно, Ѕог описывает в ст. 53, 54, 55 гл. 11.

“аким образом, ¬ гл. 11 Ѕог рассказал јрджуне, довел до јрджуны самые √лавные, самые совершенные знани€ через показ двух Ѕожественных ‘орм, таким образом достигнув в нем великий трепет, страх, великое почтение к Ѕогу и дав осознание своего изначального положени€ перед Ѕогом. “акже через јрджуну Ѕог дал понимание и другим люд€м о том, какие Ѕожественные ‘ормы использует Ѕог, чтобы про€вить —еб€ человеку, поскольку человек, будучи несовершенным, не может осознать присутствие Ѕога в материальном мире, поскольку Ѕог абсолютно духовное, невидимое ∆ивое существо, недос€гаемое материальными чувствами и непостижимое ограниченным человеческим умом. Ќевозможно, будучи нерелигиозным или слабо религиозным увидеть де€ни€ Ѕога в материальном мире, как и в личной судьбе и судьбах других людей, хот€ Ѕог присутствует в каждом, вне каждого, пронизывает —обою все материальные вселенные, все планеты всех уровней, всем ”правл€€, все поддержива€, всему дава€ развитие. ѕоэтому в этой главе 11 Ѕог через јрджуну помогает всем в своей мере осознать присутствие Ѕога, ¬еличие Ѕога, ¬ласть Ѕога, ћогущество Ѕога. “акже Ѕог учит человека поклон€тьс€ —ебе, пам€товать о Ѕоге через Ѕожественные ‘ормы, дает в этой главе человеку великолепные слова молитвы, те слова, которые следует употребл€ть, обраща€сь к Ѕогу со своими нуждами. “акже человек никогда не сможет увидеть приведенные в этой главе Ѕожественные ‘ормы, если не будет преданно служить Ѕогу. Ќо если он будет заниматьс€ благотворительностью, тапасьей, поклон€€сь Ѕогу, но не служа преданно ¬севышнему и не посв€ща€ ≈му плоды любой своей де€тельности, не контролиру€ свой ум, чувства и желани€, то и в этом случае невозможно увидеть те ‘ормы Ѕога,  оторые Ѕожественна€ Ћичность показала јрджуне накануне сражени€ на поле битвы  урукшетра.

„тобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже

Ўелкните по рисунку, чтобы оценить, написать комментарий



ѕроверить орфографию сайта.
ѕроверить на плагиат .
 ол-во показов страницы 47 раз(а)






Ѕогомыслие


„то пишут читатели:



  началу станицы