—амиздат “екст
RSS јвторы ќбсуждени€ јльбомы ѕомощь  абинет


(јдрес почты tulasi_07@mail.ru)

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ. ќЅ«ќ–. ƒ»јЋќ√. „ј—“№ 23. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 4.

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ. ќЅ«ќ–. ƒ»јЋќ√. „ј—“№ 23. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 4.

”ченик.

Ѕудь ћилостив, о ¬севышний. –асскажи, пожалуйста, о ¬еликолепии Ѕога. √л. 10.

Ѕќ√:

¬еликолепие Ѕога в качествах Ѕога, в ≈го труде над —воим творением.

¬ ст.1 гл. 10 ¬ерховный Ѕог, ѕовелитель всех материальных и духовных миров, јбсолютный ¬ластелин всего творени€ продолжил рассказывать јрджуне, а через него и всему человечеству абсолютные совершенные духовные знани€, ¬ысочайшую »стину, ибо они непременно должны, вход€ в умы и сознание людей, своим светом озар€ть тот путь, который об€зан пройти каждый, будучи ведомым Ѕогом, тот единственный путь, который может вывести и выводит за пределы материального существовани€. Ётот путь есть Ѕожественна€ ¬ол€ и Ѕожественный ѕлан на творение, который неминуем дл€ всех и каждого. ѕоэтому Ѕог  ришна вновь и вновь дает јрджуне —вои ¬ысочайшие Ќаставлени€, на этом заостр€€ его внимание, заставл€€, ст. 1 гл. 10, сосредоточитьс€ и прин€ть их, ибо только они могут принести человеку высочайшие блага и великое понимание, как жить и к чему устремл€тьс€ в этом материальном полном страданий мире.

ƒалее, в ст. 2 гл. 10 Ѕог  ришна вновь и вновь √оворит јрджуне, что эти знани€ тайные, сокровенные и доступны далеко не всем и такие великие существа, как полубоги и великие мудрецы вселенского пор€дка, не знают воистину ¬еликолепие Ѕога, не знают качеств “ого,  то €вл€етс€ их »сточником, как и источником всего этого творени€. ќднако, следует вновь и вновь сказать, что у Ѕога нет и никогда не будет великих душ, есть лишь ступень развити€ и есть то, что называетс€ “руд Ѕога. —ами живые существа в свое развитие не вкладывают того труда и усилий, которые вкладывает только Ѕог.

∆ивое существо ведомо только ¬олею Ѕога, управл€емо Ѕожественными многочисленными энерги€ми и может участвовать в своем развитии в той мере, которую определит Ѕог согласно его качествам, ступени развити€, религиозности, что происходит и на уровне подсознани€ и на религиозной основе, когда человек, основыва€сь на —овершенные духовные знани€, начинает сотрудничать с Ѕогом, ид€ по пути преодолений, тем развива€сь и непременно расшир€€ границы духовного и материального мышлени€ и так постепенно ¬олею Ѕога очища€сь и приобрета€ надлежащие, только Ѕогом запланированные качества, ст. 3 гл. 10. Ќадо понимать, что обещание Ѕога в ст. 3 гл. 10 нельз€ понимать, как есть, поскольку не очень просто «нать Ѕога. «десь имеетс€ ввиду то знание, которое достигаетс€ только вследствие долгого преданного служени€ и здесь посто€нной духовной практики. Ћюбой другой путь никогда не принесет успех никому, ибо знание Ѕога, Ѕожественных качеств, как и Ѕожественной ¬оли в свою меру человек должен постигать через призму своей собственной жизни, непременно ¬олею Ѕога, в результате очень долгой медитации и вследствие непрерывного поклонени€ Ѕогу, изучени€ —в€тых ѕисаний, простого образа жизни, аскетизма, пути добродетели и не прив€занности. ѕоэтому нельз€ думать, что человек, только что услышавший о Ѕоге  ришне, о нетленных качествах Ѕога или только начавший поклон€тьс€ и вибрировать джапу, кто узнал, что Ѕог  ришна есть ¬ысший ”правл€ющий всеми материальными и духовными планетами, Ќерожденный, »звечна€ причина всех ѕричин, тотчас обеспечит себе освобождение от иллюзий материального мира и кармических последствийЕ “отчас у Ѕога ничего не бывает. » никак не гарантируетс€ такому человеку оставление круговорота рождений уже в этой жизни. »бо услышать надо, но это только начало. Ќачало неотвратимое, ибо Ѕог на этого человека посмотрел и повел к —ебе, но прежде предстоит долгий и далеко не легкий путь преданного служени€, включающий в себ€ не только поклонение Ѕогу, но и путь аскетизма, ограничений, путь контрол€ чувств и желаний, не привлечение материальными наслаждени€ми, изучени€ —в€тых ѕисаний.

ƒаже если человек в прошлом рождении был преданным Ѕога, только Ѕог знает, когда на самом деле человек оставит материальный план. “аким образом, только услышать по большому счету мало, но и не мало, ибо отсюда начинаетс€ и многое такое, что дл€ материального человека невозможно. Ќо и нет такого человека, который бы краем уха не слышал о Ѕоге  ришне, кто хоть как-то не был вовлечен в контакт с преданными. –ано или поздно, но Ѕог дает этот первый шаг как символ, как то, что человек может и не осознать, но это сем€ бросаетс€ даже в тех, кто весьма отдаленно готов начать служить Ѕогу. Ќо Ѕог знает качества человека, знает уровень его воспри€ти€ и будет дальше подгон€ть эти качества под тот необходимый стандарт, который и скажет человеку: пора. »ногда этот путь к преданному служению начинаетс€ со страданий, иногда с того, что преданный дает в руки подержать Ѕхагавад-√иту, иногда с созерцани€ праздничных религиозных шествий преданных и вкушени€ прасада, что есть ћилость Ѕога, иногда начинаетс€ с незнакомого или знакомого человека, с его рассказов и впечатленийЕ — чего угодно начинаетс€ этот путь, и в каждого это зерно преданного служени€ бросаетс€ за несколько жизней до осознанного пути к Ѕогу. Ќо и далее без великого труда, самопожертвовани€, великой отдачи не обойтись никак. “ак или иначе, но Ѕог дает человеку изнутри основание и великое желание преодолеть, и интерес, и видение в этом смысла жизни, дает также любопытство в изучении —в€тых ѕисаний и ведет каждого —ам Ћично, вед€ с каждым внутренний диалог и вывод€ на тех, кто подскажет и поддержит и на тех, чье мнение надо преодолевать и так укрепл€тьс€ в вере и выборе; также Ѕог дает и —еб€, шаг за шагом приоткрыва€ —еб€ и —вои качества, —вою ѕоддержку и существенную помощь, как и через удивлени€ и чудеса, дела€ человека вид€щим Ѕога и ориентирующимс€ на ћнение Ѕога, когда он уже с первых шагов преданного служени€ и сам желает донести —лово Ѕога другим, начина€ проповедовать. ¬се это уже переходит на уровень сотрудничества с Ѕогом. » из сотрудничества с Ѕогом человек начинает видеть качества Ѕога, а также ¬олю и ћилосердие Ѕога посто€нно в своем материальном бытии, вид€ работу Ѕога на себе, в своей семье, на работе, в любой своей де€тельности, в других люд€х и судьбах. “олько этот путь со временем и обеспечит тот успех, о котором сказано в ст. 3 гл.10.

» только так идущий человек, зан€тый преданным служением Ѕогу, может хорошо начать понимать присутствие Ѕога везде и во всем, видеть Ѕога, как ¬ысшего ”правл€ющего,  оторый за всем стоит и от  оторого все исходит. ќ таком человеке также можно сказать, что он видит вещи, как они есть, а потому причиной любых событий не считает других людей, а значит гунны материальной природы, как и двойственность материального мира более не властвуют над ним. ¬ таком случае такой человек знает все и никогда более не может быть в заблуждении ни относительно себ€, ни относительно других людей. ѕравильно мысл€щий, вид€щий во всем только ¬олю и труд Ѕога, он никогда не считает себ€ причиной, никогда также тем, кто создает или распор€жаетс€. ј потому никогда не прив€зан к плодам любой своей де€тельности, т.е. начинает идти по пути отрешени€, тем станов€сь независимым от цепей и многих страданий материального мира.

ќднако, следует понимать, что преданный никогда не сможет достичь Ѕога  ришну, если в результате своей материальной и духовной практики не разовьет в себе качества, угодные Ѕогу  ришне. Ќо в действительности эти качества, а также состо€ни€ существовани€, о которых говоритс€ в ст. 4-5 гл. 10 сам человек никакими своими личными усили€ми или внутренними установками или тем, что человек называет силой воли, никогда не достигнет.  ачества человека могут только развиватьс€, а не привноситьс€ умом человека в одночасье, как бы человек не благоволил тому или иному качеству и не желал его в себе видеть. ј развиваетс€ качество только вследствие материальных игр и ролей, также вследствие пути преодолений и непременно страданий и выбора. ¬се это устраивает дл€ каждого человека, учитыва€ его индивидуальный путь и уже существующие качества и совокупный опыт, только Ѕог. ѕоэтому человек никогда не должен считать себ€ причиной своих стараний в этом направлении, но сотрудничающим с Ѕогом. »менно такое понимание человека и учитывает Ѕог, когда начинает вести его на духовный ѕлан через путь преданного служени€.

“еперь обратимс€ к ст. 6 гл. 10. Ётот стих основан на некоторых ¬едических персонажах, которые на самом деле не существовали в материальном мире, как образы тех св€тых, от которых и произошло все человечество. Ёто то же самое, что и библейские образы јдама и ≈вы. Ќадо понимать, что эти образы были средством Ѕога донести человечеству в мифической форме ответ на извечные вопросы, которые задавали разумные живые существа, задумыва€сь, откуда они, кто первый человек, каким образом были сотворены и как вошли в материальный мир, но при этом не облада€ совершенными духовными знани€ми. ќтвет должен был с одной стороны утвердить в сознании людей, что человек есть только творение Ѕога, а с другой стороны необходимо было это сделать в несколько мистической форме, согласно уровню развити€ человечества в целом, нужно было в очень простой форме донести в завуалированном виде, котора€ бы не входила в суть, ибо человек на тот период имел не развитый ум и такими или подобными знани€ми не располагал, ибо это было и рано, человек был не готов знать, что, будучи частицей Ѕога, Ѕожественной неотъемлемой от Ѕога энергией, душа, прежде, чем достигнет в своем развитии тело и ум человека должна непременно пройти все этапы развити€ во всех материальных телах, средах обитани€ и формах жизни. Ќевозможно было слабому и неразвитому сознанию, как и неподготовленному, давать точный или очень близкий к точному ответ, и потому Ѕог дал именно такое, неистинное понимание как в Ѕиблии, так и в ¬едах, а потому в св€зи с данными Ѕогом  ришной через Ќаталию ѕисани€ Ѕог насто€тельно рекомендует преданным не брать в основу своих пониманий ¬едические хроники и легенды и достаточно разумно относитьс€ ко всем здесь чудесам, ибо точное «нание Ѕогом современному человеку дано теперь, в то врем€, как ¬едические и Ѕиблейские легенды уже себ€ отработали и теперь они могут только тормозить духовное развитие верующих.

ѕоэтому теперь относительно ст. 6 гл. 10 Ѕог  ришна строго и однозначно √оворит, что не было таких четырех мудрецов и последовавших далее семи мудрецов, как и не было прародител€ человечества ћану, произошедших из ”ма —амого Ѕога и имеющих изначально чистую Ѕожественную природу. Ќо все человечество было создано и создаетс€ Ѕогом в процессе очень долгого пути развити€ частиц Ѕога, облаченных в материальные тела и ¬олею и “рудом Ѕога через круговорот сансары дошедших, развившихс€ до понимани€ и формы тела человека.

“аким образом, великолепные качества Ѕога заключаютс€ в ¬еликом и скрупулезном Ѕожественном труде, поднимающем живые существа из невидимых и неподвижных форм жизни до уровн€ человека и далее. ѕостичь эти ¬еликолепные качества Ѕога отнюдь не просто. Ќо это возможно, будучи зан€тым в безраздельном преданном служении Ѕогу  ришне, о чем сказано в ст. 7 гл. 10. Ќадо хорошо понимать, что невозможно служить Ѕогу  ришне, не медитиру€ на Ѕога. Ќо этот процесс требует от человека непременно знание качеств Ѕога. ƒл€ этого —ам Ѕог далее в ст. 8 √оворит јрджуне, как следует думать о Ѕоге, ибо эти знани€ делают человека более сосредоточенным на Ѕоге, заставл€€ преданного посто€нно в этом направлении мыслить, так понимать и в результате еще более укрепл€тьс€ в своей вере, дела€ путь к Ѕогу необратимым, что подтверждаетс€ в ст. 9 гл. 10.

ќднако, надо понимать, что просто так своими личными желани€ми человек, даже помн€ качества Ѕога, «на€ Ѕога, как »сточник творени€, из  оторого все исходит, даже непрерывно устремл€€ к Ѕогу свой ум, посв€ща€ Ѕогу  ришне свою жизнь, проповеду€ о Ѕоге, как бы человек не про€вл€л себ€ в преданном служении, но сам ум, разум, понимание, пам€ть, духовные желани€ и устремлени€ Ц абсолютно все дает человеку только Ѕог, и не может быть так, чтобы он шел по пути духовного развити€ только вследствие своей личной воли. “олько с помощью Ѕога. » в этом никогда не должно быть сомнени€, о чем √оворит Ѕог в ст. 10 гл. 10.

¬ ст. 12-18 гл. 10 јрджуна, обраща€сь к Ѕогу  ришне, восхвал€€ Ѕога просит ¬ысочайшую Ѕожественную Ћичность подробно описать —вои качества. Ќо при этом следует знать, что все слова, сказанные јрджуной, на самом деле были даны только —амим Ѕогом. јрджуна должен был пон€ть,  то есть “от,  то находитс€ с ним теперь в колеснице. Ёто обсто€тельство очень существенное, ибо человек вед€ диалог с Ѕогом, слуша€ ¬ысочайшие Ѕожественные наставлени€, непременно должен правильно воспринимать эту ситуацию, непременно должен видеть ¬ысоту Ѕога и непременно это про€вить в своих словах, дава€ этим пон€ть, что слушает с почтением и смирением и отдает себе отчет, перед  ем он и что преклон€етс€ перед Ѕогом. »наче, разговор не может быть продолжен или недопустим, поскольку Ѕог снизошел до јрджуны, что есть ¬елика€ ћилость Ѕога, и јрджуна об€зан был именно так сказать, так про€вить себ€ и свое понимание и не иначе.

“акже, восхвалив Ѕога в ст. 12-13 гл. 10, јрджуна ћилостью Ѕога глубоко почувствовал, что качества “ворца неисчерпаемы и непостижимы и как-то осознать их простому человеку или другим высшим живым существам, как бы высоко в своем развитии они не сто€ли, невозможно, ибо только —ам Ѕог может знать полностью —вои качества, о чем сказано в ст. 14-15 гл. 10. ќднако, Ѕог дал јрджуне желание услышать еще о Ѕожественных качествах более подробно, ибо в этом также была Ѕожественна€ необходимость.   тому же јрджуна хотел знать более точно, как именно следует думать о Ѕоге, о каких качествах из тех, которыми ќн, пронизыва€ всю эту вселенную, остаетс€ в ней, или чтобы Ѕог объ€снил, как о Ѕоге помн€т другие, когда думают о Ќем. ќб этом своем желании, вдохновенный Ѕогом, јрджуна говорит в ст. 16-18 гл. 10.

Ќадо понимать, что разговор о качествах не просто так должен был состо€тьс€, но именно дл€ того, чтобы человек более глубоко понимал, что надо начинать мыслить о Ѕоге, начина€ именно с Ѕожественных качеств. »наче, как бы он ни старалс€, но его ум не сможет входить в Ѕога, проникатьс€ Ѕогом, видеть Ѕога везде и во всем, развивать таким образом в себе понимание присутстви€ Ѕога везде, не сможет углубитьс€ в эти знани€, утвердитьс€ в них так, чтобы они стали его качествами, сутью, необходимостью именно через это смотреть на окружающий материальный мир, чтобы человек мог оперировать этими знани€ми, развива€ свое сознание, более смело предполагать и видеть присутствие Ѕога везде и во всем, в каждом живом существе, во всем видимом и невидимом, движущемс€ и неподвижном и непременно в своей жизни, в своей судьбе, в жизни других людей. Ѕез этого человек не может себ€ контролировать, более внутренне опустошен, плохо видит смысл своего существовани€ и путь, как и не может делать правильный выбор, также не может думать о Ѕоге более точно, непрерывно, но будет держать в своем уме вещи малозначительные, греховные, вынашивать те или иные планы, впадать в отча€ние или скуку, прив€зыватьс€ к другим люд€м, их поучать, устремл€€сь к власти, славе, богатству, признанию. ѕоэтому качества Ѕога есть наилучшее, высшее, абсолютное духовное знание, то знание, которое ведет к Ѕогу и делает этот путь необратимым.

 ачества Ѕога вывод€т человека из духовного засто€, непременно авторитетно направл€ют на Ѕога, дава€ человеку утешение, радость, ощущение счасть€ и полноты своего существовани€, дают понимание также близости Ѕога, чувство Ѕожественного присутстви€ везде и во всем, дают твердую веру и нежелание мыслить иначе. ћатериальный мир становитс€ неинтересен, непривлекателен, неприемлем. Ёти знани€ обеспечивают защиту, надежность, желание предать себ€ Ѕогу, дают старание перед Ћицом Ѕога, очищают мысли, желани€, чувства, де€ни€ человека, дела€ человека более строгим, уповающим и бо€щимс€ Ѕога.

Ќадо понимать, что Ѕог действительно пронизывает —обою, —воими качествами, —воими многочисленными энерги€ми все вселенные и именно качествами остаетс€ в этом материальном мире, но теми, которые здесь работают и поддерживают развитие творени€, которые во благо материальному миру и жизни. Ќа самом деле, не счесть Ѕожественных качеств, но Ѕог открывает лишь те, которые человеку знать должно и можно. ќ других  ачествах Ѕога душа может узнать только на духовном плане и только вследствие долгого преданного служени€ в услови€х духовного плана.

ѕостижение качеств Ѕога на духовном плане есть одна из тех задач, которые Ѕог ставит перед преданными духовного плана. Ќо этот путь постижени€ Ѕога, как и вхождени€ в Ѕога, есть дл€ духовных душ великий и непрерывный труд и здесь наслаждение, подобного которому в материальном мире нет. Ќа вопрос јрджуны относительно Ѕожественных качеств Ѕог достаточно подробно отвечает в ст. 20-39 гл. 10. ќднако, оп€ть же, некоторые стихи относительно несуществующих мифических живых существ следует опустить, поскольку эти образы были даны Ѕогом дл€ людей, которые жили более п€ти тыс€ч лет назад и така€ форма донесени€ до них некоторых духовных знаний и пониманий была вполне приемлемой и допустимой. ќни воспринимались, как реальные, которые как бы участвовали в событи€х духовного пор€дка, пр€мо и косвенно имели отношение к ¬ерховной Ѕожественной Ћичности, вовлекались в те или иные игры и роли, которые показывали качества Ѕога в противосто€нии добра и зла, победы и поражени€, истины и лжи. Ёти образы на самом деле не существовали, но через них Ѕог показывал и доносил человеку, что Ѕог требует от человека, как следует поклон€тьс€ Ѕогу и преодолевать трудности, как Ѕог про€вл€ет —еб€, как наказывает, что требует, какие качества следует человеку развивать, чтобы получить ћилость Ѕога и выйти за пределы материального существовани€.

”ченик.

Ќо что конкретно следует проигнорировать?

Ѕќ√:

“аким образом, следует обратить внимание на следующие стихи:

—т. 21: »з јдитьев я Ц ¬ишну.

Ѕог  ришна есть ¬ишну, “ворец вселенных. Ќо не из јдитьев. Ѕог не выбираетс€ из —воего творени€, не сравниваетс€ с ним, не €вл€етс€ его частью. “ак было сказано дл€ тех, кто мог постигать Ѕога через мифические образы, мистифицированные событи€ из исторических хроник, согласно качествам и уровню развити€ людей, их сознани€ и способов воспри€ти€ действительности, в результате детскости ума и т€готени€ к вещам сказочного, мистического пор€дка, хорошо усво€емого и легко комментируемого, дающего возможность в достаточной и необходимой мере извлекать Ѕожественные знани€ и усваивать их, име€ слабый духовный ум и опыт, что дл€ религиозного развити€ людей, их подъема по ступени духовного развити€ было крайне необходимо.

»з ћарутов я Ц ћаричи.

» ћарутов и ћаричи следует оставить. Ќе рассматривать их в сравнении с Ѕогом. » здесь не более, как Ѕожественный прием. —ледует усвоить, что все лучшее, все про€влени€ высших качеств Ц от Ѕога. Ќо оп€ть же не —ам Ѕог. »бо Ѕог обладает только Ѕожественными и непостижимыми качествами и ни есть качества ≈го творени€.

—т. 22 гл. 10: »з полубогов я Ц небесный царь »ндра.

ќпускаем небесный царь »ндра. Ѕог Ц ¬се. Ќо при этом Ѕог вне —воего творени€. ÷арь »ндра Ц полубог, мистическое существо, наделенное мистическими качествами, которое ни есть причина своих качеств, своего могущества, власти и силы, любого своего про€влени€. ƒл€ слабых умов его приравнивают Ѕогу, как того, кто также управл€ет материальным миром в своей мере. ‘актически его нет. Ќо есть только Ѕог. Ќо Ѕог стоит так высоко, что позвол€ет поклон€тьс€ —ебе опосредствованно тем, кто стоит на очень низкой ступени материального и духовного развити€, т.е. через те образы, через которые принимает поклонени€ и жертвоприношени€, через тех, кого по большому счету нет и нет, как сравнимого с Ѕогом живого существа. Ќо есть Ѕог и ≈го творение.

—т. 23 гл. 10. “акже из всех –удр я Ц Ѕог Ўива.

ќпускаем –удры, опускаем Ўиву. »х нет и нет. ¬се Ц Ѕог  ришна. ¬се другое Ц есть то, что также есть творение Ѕога, творение образов, через которые Ѕог принимает поклонение и жертвоприношени€ и молитвы, но дл€ слабых ступеней развити€, дл€ невежественных людей, погр€зших в материальном мире и материальной греховной де€тельности, желающие быть все же верующими, но и устремленные к счастью, славе, богатству, власти.

»з якш и –акш я Ц ’ранитель сокровищ  увера.

Ќет якш и нет –акш. ≈сть Ѕог,  оторый не хранитель, а ¬ысший »сточник и –аспор€жающийс€ всем, что есть в материальном и духовном мире. ¬се Ц “ело Ѕога. ¬се Ц Ёнергии Ѕога. Ќичто дл€ Ѕога не имеет ценности большей или меньшей.

»з ¬асу я Ц огонь, из гор я Ц ћеру.

ќпускаем ¬асу. Ѕог Ц ќгонь, но не в пр€мом смысле. ќгонь есть энерги€ Ѕога, как и вода, как и эфир, как и камень, как и горы, как и воздух. ¬ равной степени. Ќо Ѕог называет то —обой, что может произвести впечатление Ц горы, скалы, огонь, слон, лев, вода, океан, акулаЕ “ак было необходимо оп€ть же дл€ невежественного ума, который должен был быть потр€сен величием материальных объектов и живых существ и должен был при их обозрении вспоминать только Ѕога, падать ниц, понимать всю свою малость, зависимость, как и ¬еличие “ворца. ¬ современном мире человек должен вспоминать о Ѕоге всегда, не об€зательно обозрева€ океан или присутствие дикого звер€. ¬се есть “ело Ѕога, незначительна€ часть тела Ѕога, энерги€, призванна€ служить Ѕогу.

—т. 24 гл. 10. »з всех св€щеннослужителей я √лавный, Ѕрихаспати. «десь опустим Ѕрихаспати.  акими бы качествами религиозного пор€дка этот человек не обладал, ничто ни есть его заслуга, ибо каждого ведет и развивает только Ѕог. » как бы человек высоко не сто€л, он обладает качествами ограниченными, присущими человеку, что есть мельчайша€ частица Ѕога. ј потому сравнение невозможно, как и невозможно этого человека назвать сколько-нибудь совершенным, ибо совершенен только Ѕог, €вл€€сь јбсолютной Ѕожественной Ћичностью.

“о же относитс€ и к  ортикее. » этот образ следует убрать. “акже это относитс€ к Ѕхригу, ст. 25 гл. 10, к мудрецу Ќарада, ст.26 гл. 10. “акже это относитс€ к жител€м планеты гандхарвов, к „итраратхе, также это относитс€ к  апила ћуни, также это относитс€ к любому царю, ст. 27 гл. 10. “акже это относитс€ к богу любви  андарпа, ст. 28 гл. 10. “акже это относитс€ к полубогу ¬аруна, к јрь€ме, к Ѕогу смерти яма, ст. 29 гл. 10. “акже это относитс€ к преданному ѕрахлада, ст. 30 гл. 10. ¬се здесь указанное следует опустить, ибо сказано было дл€ других времен, других народов, другой ступени развити€ цивилизации.

¬ ст. 19 гл. 10 Ѕог  ришна назвал те качества, которые собиралс€ описать јрджуне, как основные. ќднако, далеко не все эти качества необходимо давать современному человеку, поскольку современный материальный человек мыслит несколько иначе, более опериру€ ни к древним духовным знани€м и мистическим персонажам, описанным в ¬едах, а к современному уровню мышлени€, современным духовным знани€м, к современному опыту более высокого пор€дка. ѕоэтому далеко не все из описываемых качеств Ѕога, проанализированные ранее, следует брать за основу своего духовного мышлени€ о Ѕоге  ришне. Ќо, тем не менее, следует хорошо запомнить, ст. 19 гл. 10, —лова Ѕога в плане того, что качества Ѕога имеют свойство развиватьс€ и нет предела их расширению в Ѕоге. Ёто следует понимать в том смысле, что человеку всех качеств Ѕога не перечислить и более того, посто€нно про€вл€ютс€ все новые и новые качества, т.е. нет им ограничени€ ни в чем.

“еперь относительно Ѕожественных качеств. »з всех перечисленных в гл. 10 качеств следует обратить внимание только на те, что будут приведены ниже. ƒругие, указанные выше, предназначались дл€ јрджуны и его современников, дл€ их интеллекта и уровн€ ментальности, но дл€ современного человека не могут представл€ть интерес, ничего в него не могут привнести и современный человек уже не мыслит ¬едическими персонажами или религиозными образами, вымышленными или нет, которые Ѕог использовал дл€ того, чтобы на них как-то объ€снить Ѕожественное присутствие, Ѕожественную ¬олю и требовани€ к человека, а также чтобы дать человеку азы духовных знаний как то, на чем в дальнейшем и будут базироватьс€ более совершенные духовные знани€.

Ћюди той эпохи отличались т€готением к мистике, к потусторонним силам, были более зависимы от природных €влений и более обращались к таким персонажам, как духи, полубоги, силы зла и добра, к умершим, привидени€м и инопланетным существам из высших миров, склонны были видеть во всем чудеса, колдовство, мистические силы, все за пределами чувств. ѕоэтому, опуска€ эти мифические образы, следует обратить внимание на основные качества Ѕога  ришны:

—т. 20 гл. 10: я Ц ¬ысша€ ƒуша, расположенна€ в сердце всех живых существ. я Ц Ќачало, —ередина и непременно  онец всех живых существ.

—т. 21 гл. 10: »з светил я Ц лучезарное —олнце и из звезд я Ц Ћуна.

—т. 22 гл. 10: »з чувств я Ц ум. ¬о всех живых существах я Ц ∆изненна€ —ила.

—т.23 гл. 10: я Ц ’ранитель всех сокровищ. я Ц ќгонь. »з гор я Ц ћеру.

—т. 24 гл. 10: »з всех св€щеннослужителей я Ц √лавный. я Ц все полководцы. »з водоемов я Ц ќкеан.

—т. 25 гл. 10: я Ц все великие мудрецы. »з звуков я Ц трансцендентный слог ќћ. »з жертвоприношений я Ц джапа-медитаци€. »з неподвижного я Ц √ималаи.

—т.28 гл. 10: »з оружи€ я Ц молни€. я Ц даю любовь.

—т. 29 гл. 10: »з всех регулирующих я Ц даю смерть.

—т. 30 гл. 10: »з всех покорителей я Ц ¬рем€. я Ц ѕокоритель.

—т. 32 гл. 10: я непременно Ќачало,  онец и —ередина всего творени€. я Ц ƒуховное «нание. я Ц логика и я Ц «аключение » € Ц Ћогичное «аключение.

—т. 33 гл. 10: я Ц перва€ буква ј. я Ц ¬ечное ¬рем€. я Ц —оздатель вселенной.

—т. 34 гл. 10: я Ц всепоглощающа€ —мерть. я Ц —оздатель всего, что должно быть. я Ц даю качества люд€м.

—т. 36 гл. 10: я Ц даю победу и поражение. я - даю —илу.

—т. 38 гл. 10: я Ц Ќаказание. я Ц Ќравственность. я Ц сокрытие тайны. я Ц «нание.

—т. 39 гл. 10: я Ц —ем€. Ќет ничего, что существовало бы без Ѕога.

—т. 40 гл. 10: Ќе предела Ѕожественным качествам.

—т. 41 гл. 10:  акими бы великолепными качествами не обладало творение, все эти качества даны Ѕогом.

—т. 42 гл. 10:ѕронизыва€ —воими Ѕожественными качествами все, Ѕог лишь своей малой частью остаетс€ во вселенной.

»менно на эти качества в указанной форме и ограничени€х следует медитировать на Ѕога современному преданному. Ќадо понимать, что приведенные в Ѕхагавад-√ите качества Ѕога в ст. 20-40 гл. 10 даны в достаточно ограниченной форме, но с тем, чтобы люди могли оперетьс€ на существующие тогда и теперь совершенные духовные знани€ и несколько домысливать, расшир€ть качества Ѕога в соответствии со своей ступенью духовного и материального развити€. “ак, в ст. 21 гл 10 надо понимать, что —ам Ѕог ни есть само солнце, но солнце есть лишь мала€ часть про€вленной энергии Ѕога, есть часть “ела Ѕога, как и все другие светила и звезды и планеты и более сложные космические про€влени€. ¬се есть энергии Ѕога, но не —ам Ѕог в то врем€, как Ѕог всеми —воими качествами пронизывает их всех, остава€сь в них в свою меру в плане управлени€, развити€ и поддержани€.

¬ ст. 22 также следует мыслить глубже. —казано: »з чувств я Ц ”м. Ќо надо мыслить дальше. ”м Ц это энерги€ Ѕога, управл€ема€ Ѕогом, подчиненна€ Ѕогу, и не есть —ам Ѕог. “акже, пон€тно, что из всех чувств ум самое главное чувство. Ќо и здесь следует понимать, начинать допускать, что все другие чувства даны Ѕогом, управл€ютс€ Ѕогом, работают строго в соответствии с ѕланом Ѕога на человека, его развитие и поддержание.  аждое чувство значимо. ќ каких чувствах здесь идет речь? ќ всех. —лух, зрение, обон€ние, ос€зание, все, что даетс€ человеку дл€ контакта с материальным миром через тело. ј также внутренние чувства такие, как гнев, зависть, тревога, обида, беспокойство, предчувствие, интуици€, всепрощение, добротаЕ ¬се чувства такого пор€дка ни есть вотчина человека, никак им не синтезируютс€, но могут ¬олею Ѕога и в своей мере констатироватьс€ и обозреватьс€, как и оцениватьс€ умом. ¬се без исключени€ чувства дает только Ѕог, но в строгом соответствии с тем, на какой ступени материального и духовного развити€ стоит человек. ¬се чувства управл€емы Ѕогом, есть Ѕожественные энергии, есть часть “ела Ѕога. »з всех этих чувств Ѕог ум провозглашает —обой. Ќо эти знани€, где Ѕог более значимые (с человеческой точки зрени€) однородные, имеющие схожее предназначение или цель вещи провозглашает —обой, были даны люд€м, которым с этого, так, таким образом надо было начинать понимать присутствие Ѕога на их ступени развити€ на тот период времен јрджуны. ќни должны были с этого начинать постигать присутствие Ѕога во всем через многочисленные Ѕожественные энергии, постепенно опериру€ этими знани€ми мыслительным так направл€емым Ѕогом процессом более свободно и уверенно, дела€ также предположени€ и допуски касательно присутстви€ Ѕога в материальном мире, по сути, и здесь, как и во всем, ведомые Ѕогом, но уже име€ необходимый базис духовных знаний. „еловек мог мыслить и так: Ќо если Ѕог в человеке есть ”м, то, значит, и пам€ть, и понимание, и, видимо, и другие переживани€ или сомнени€. “ак и должно было быть.

ƒалее Ѕог √оворит, что во всех живых существах ќн Ц ∆изненна€ —ила. ј значит и слабость дает Ѕог, и усталость, и голод, и сытостьЕ и настроениеЕ и срывы и болезни или болезненные состо€ни€, так управл€€ человеком. » если это у одного, то и у другогоЕ третьего.  аждому Ѕог дает свои чувства, свои реакции, свое про€вление. Ќо и дает чувства животным, рыбам, птицам, насекомым, всем. Ћюба€ жизненна€ сила от Ѕога, как и у атома, молекулы, простейшихЕ Ќе —ам Ѕог. Ќо и —ам Ѕог через свои многочисленные энергии, все пронизыва€ —обой, все зна€ абсолютно, дава€ каждому строго свое, управл€€ строго индивидуально, по карме, качествам. ѕотому что Ѕог Ц «Ќј≈“.

ƒалее, ст. 23 гл. 10, Ѕог Ц ’ранитель сокровищ. ј значит, земных недр, лесов, воды, огн€. Ѕог абсолютно знает все —вои запасы, —ам их распредел€ет и «нает, за счет чего они пополн€ютс€. » все, что имеет человек, принадлежит только Ѕогу. Ќе человек распор€жаетс€, но Ѕог. »наче мысл€щий, подвержен иллюзорным энерги€м Ѕога, а потому зан€т греховной де€тельностью, счита€ себ€ хоз€ином и распор€жающимс€.

“акже, Ѕог Ц ќгонь. » здесь должно быть пон€тно, что не —ам Ѕог есть огонь, а Ѕожественные энергии, которые считаютс€ в ¬едах неотличимыми от Ѕога, но есть “ело Ѕога.

“акже, расшир€€ мысль, можно сказать это же о воде, эфире, воздухе, любом растенииЕ

“акже, »з гор Ѕог Ц ћеру. ј также можно сказать Ц камни, скалы, ущель€, бездны, холмыЕ все, что так или иначе, но может потр€сти сознание человека своей силой, мощью, объемом, непреодолимостью. ƒалее, в ст. 24 гл. 10 сказано Ѕог Ц √лавный св€щеннослужитель. Ќо эти слова Ѕога нельз€ понимать буквально. ѕон€тно, что св€щеннослужитель даже в очень высоком сане есть человек. Ќо Ѕог через него может более точно выражать —вою ¬олю. „еловек, согласно своему положению и степени религиозности берет у Ѕога духовные мысли, желани€, пам€ть, другие про€влени€ в соответствии с кармой и качествами человека и в св€зи с родом его религиозной де€тельности. „ерез него Ѕог наставл€ет людей, передает необходимые религиозные знани€ и постулаты, как и религиозные принципы и требовани€, учит вероисповеданию, аскетизму, терпению и смирению перед Ѕогом. —трого говор€, Ѕог ни есть св€щеннослужитель никакого пор€дка, ибо качества Ѕога и человека несопоставимы. Ќо в том смысле, что из всех людей именно св€щеннослужитель €вл€етс€ тем, кто наиболее точно берет от Ѕога совершенные духовные знани€ и передает их другим, получа€ от Ѕога необходимую речь и понимание, как и старание перед Ѕогом. ¬ этом смысле, расшир€€ мысль, можно сказать, что Ѕог также более точно про€вл€ет —еб€ во всех верующих и не об€зательно служител€х церкви, старающихс€ в Ѕоге, проповедующих, изучающих —в€тые ѕисани€, несущих —лово Ѕога другим люд€м. “акже, человек, расшир€€ мысль, должен понимать, что Ѕог присутствует в каждом и каждого ведет по ступени собственного развити€, равно относитс€ ко всем. ј св€щеннослужители есть отнюдь не элита, которую Ѕог объ€вил —обой, а ступень развити€ человека и каждому здесь быть.

“акже, Ѕог Ц главный полководец. Ёто также следует понимать правильно. ѕолководцу Ѕог дает те мысли, опыт, знани€, практику, которые и определ€ют его как военного де€тел€ и про€вл€ютс€ во врем€ сражени€ и других меропри€тий. ѕолководцы берут мысль, пам€ть, поведение, речь, понимание именно из –ук Ѕога, один в один, этим как бы вли€ющие на исход сражени€ и судьбы других людей. ќни как бы €вл€ютс€ полными передатчиками в себе ¬оли Ѕога в любом направлении. ѕоэтому главного из таких людей, наиболее слышащего Ѕога, Ѕог называет —обой. Ќо это только в известном смысле. “акже Ѕог может назвать —обой и президентов, министров, царей, администрациюЕ “ех, кто по своим качествам слышат Ѕога в себе, принима€ ћнение Ѕога за свое. “акие люди легко управл€емы Ѕогом в плане вли€ни€ через них на общество, исходы тех или иных событий. Ќо в любом случае следует понимать, что Ѕог Ц не они, не каждый из них, ибо на самом деле качества Ѕога и качества людей несоизмеримы. «десь речь идет скорее о степени подчинени€ и управлени€ в каждой данной эпохе.

ƒалее. »з водоемов я Ц океан. –асшир€€ мышление, можно думать, что Ѕог Ц и река, и залив, и озеро, и рукав, и море. Ќо из всего Ѕог зазывает —еб€ океаном, дабы поразить сознание человека времен јрджуны величием, чтобы, вид€ океан, человек говорил: Ёто все Ц Ѕог, Ѕог здесь присутствует Ћично, Ѕог здесь слышит мен€. Ёто Ц “ело Ѕога, таким образом, поклон€€сь не перед величием природы, не обожествл€€ ее, но только Ѕогу, начина€ Ѕога видеть везде, во всех источниках и резервуарах воды.

ƒалее, ст. 25 гл. 10. »з всех великих мудрецов я Ц Ѕхригу. Ќа самом деле здесь мыслить надо так. ћудрость в каждом человеке дает Ѕог ( но ни есть Ѕог ибо Ѕог не сравним ни с каким человеческим про€влением мудрости или ума или качеств). Ќадо думать, что Ѕог в каждом мудреце, мыслителе, ученом, религиозном де€теле, в каждом ищущем истину. Ѕог дает человеку мудрость, понимание, поиск и выбор. Ѕог есть правильное решение человека и в то же врем€ ни есть, ибо —ам есть јбсолютна€ »стина, непостижима€ человеком никогда и не вбирающа€ в себ€ ум и мудрость человека. Ќо почему Ѕог называет —еб€ лучшим из мудрецов? Ёто очень условное определение, но пон€тное человеку и его уровню развити€, ибо истинный мудрец непременно религиозен, исходит из совершенных духовных знаний, везде видит Ѕога и Ѕога в каждом, также терпелив, аскетичен, добродетелен, не претендует, выбирает не в угоду себе, контролирует свой ум, речь, чувства и непременно желани€. Ётим такой человек как бы ближе к Ѕогу, более других удовлетвор€ет чувства Ѕога и потому Ѕог условно называет его —обой. Ќа самом деле любой мудрец с любыми качествами есть человек на своей ступени материального и духовного развити€. Ќо в данных услови€х этот человек наиболее точно выражает и доносит другим ¬олю и ѕлан Ѕога. Ќо в другом человеке Ѕог может не раздел€ть ту мысль, которую берет человек согласно своим качествам. Ќо и то и это необходимо и там и здесь и Ѕог не позволит вз€ть другое, ибо в одном случае эта мудрость есть суть человека, его этап развити€, в другом Ц через мыслительный неверный процесс, через греховную мысль и следующие за ней греховные де€ни€ человек через последстви€ греховной де€тельности в виде страданий поднимаетс€ на более высокую ступень своего развити€ и так или иначе, но приближаетс€ к тому направлению мысли, которое может уже удовлетворить Ѕога.

“акже, Ѕог √оворит здесь: »з звуков я Ц трансцендентный слог ќм.

Ќо и этот звук ни есть —ам Ѕог  ришна. Ќо Ѕог позвол€ет так думать на начальных этапах духовного развити€ и преданному и начинающему йогу. Ќадо понимать, что эта звукова€ вибраци€ ¬олею Ѕога направл€ет все чувства йога на Ѕога, сосредотачивает на Ѕоге, помогает войти в мистический транс, сильные переживани€, которые Ѕог дает человеку изнутри. Ќо этот звук Ц не —ам Ѕог. Ќо так Ѕог дает св€зь с —обой йогам; через вибрацию этого слога человек как бы говорит Ѕогу: ѕомоги мне достичь “еб€, помоги развить совершенные духовные качества, помоги быть тебе угодным. Ёто же в своей мере относитс€ и к джапа-медитации.

„тобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже

Ўелкните по рисунку, чтобы оценить, написать комментарий



ѕроверить орфографию сайта.
ѕроверить на плагиат .
 ол-во показов страницы 50 раз(а)






Ѕогомыслие


„то пишут читатели:



  началу станицы