—амиздат “екст
RSS јвторы ќбсуждени€ јльбомы ѕомощь  абинет


(јдрес почты tulasi_07@mail.ru)

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ. ќЅ«ќ–. ƒ»јЋќ√. „ј—“№ 20. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 4.

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ. ќЅ«ќ–. ƒ»јЋќ√. „ј—“№ 20. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 4.

”ченик.

—кажи, о, ¬севышний, јрджуна в ст. 1-2 гл.8 сам задает вопросы или Ѕог через него?

Ѕќ√:

Ќа самом деле вопросы, которые задает јрджуна Ѕогу  ришне, ни есть его собственное усердие или желание постичь Ѕога. Ќесомненно, в какой-то мере эти вопросы отражают его уровень сознани€ на тот период, но сказать, что это очень высока€ ступень невозможно, поскольку, если проследить, согласно ¬едам, описывающим €вление Ѕога  ришны на «емлю в материальный мир, если проследить путь јрджуны, то видно, что это ни есть путь великого йога или преданного Ѕога, также ни есть мудрец или аскет или великий мыслитель. ¬се, что ему пришлось претерпеть, есть последстви€ его материальной де€тельности в прошлых рождени€х, несомненно и греховной де€тельности, но данные в судьбе таким образом, чтобы он мог в достаточной степени извлечь свои уроки и развить качества, угодные Ѕогу, как и достаточные, чтобы с ним можно было провести этот сокровенный разговор и передать человечеству это ¬ысочайшее Ѕожественное послание Ѕхагавад-√иту, ¬ысочайшее ”чение Ѕога человечеству.

ѕо замыслу Ѕога јрджуна €вл€лс€ представителем царской династии  уру и ¬олею Ѕога должен был пройти именно путь преимущественно материальных страданий, чтобы заслужить у Ѕога быть избранным на этот св€щенный разговор с Ѕогом перед началом великой братоубийственной войны, где должен был в итоге решен быть вопрос о том, кому далее править государством, и непременно Ѕог  ришна выступил на стороне праведных ѕандавов с тем, чтобы правление перешло именно к ним, поскольку Ѕог дал те —в€тые ѕисани€ на поле битвы  урукшетра, которые впоследствии и могли быть распространены через праведных царей. Ќо дл€ этого необходимо было, чтобы јрджуна полностью подходил дл€ этого св€того диалога, чтобы он был достоин такого участи€ и получил что называетс€ из –ук —амого Ѕога —в€тое ѕослание человечеству.

Ќадо знать, что на самом деле между Ѕогом и человеком не возможны никакие отношени€. „еловек есть очень несовершенное живое существо, и говорить об отношени€х Ѕога и человека нельз€, ибо человек есть полностью управл€емое и зависимое от Ѕога живое существо. Ќо поскольку у Ѕога была Ѕожественна€ ¬ол€ и ѕлан передать —в€тые ѕисани€, Ѕхагавад-√иту в материальный мир, то в св€зи с этим Ѕог так повел человека через круговорот рождений и смертей, что он ¬олею Ѕога достиг тот уровень качеств, то понимание, заработал ту карму, которые и дали ему возможность не только родитьс€ в царском роду, не только претерпеть то, что ему ѕланировал Ѕог  ришна, но и достичь те в некотором смысле достаточные духовные качества, то духовное понимание, те знани€, что и дало Ѕогу возможность, как и основание, вовлечь его в св€щенный диалог с Ѕогом и быть здесь достаточно пон€тливым и управл€емым Ѕогом, как и следовать в нужном русле подаваемому Ѕогом мыслительному процессу, принима€ его естественно, как свой, как и реакции, как и поведение, хот€ на самом деле, не пройд€ еще путь преданного служени€ и не облада€ совершенными духовными знани€ми, јрджуна не был на том высоком духовном уровне, чтобы эти, задаваемые им вопросы, по сути, вопросы, на которые побуждал или даже диктовал как мысль Ѕог, его на самом деле волновали. ќднако, вт€нутый в диалог, јрджуна, будучи полностью управл€емым Ѕогом, задает вопросы именно так, как хочет Ѕог, испытыва€ свою толику интереса, задает их уместно, правильно, именно те и именно в свое врем€, с должным непременно почтением, про€вл€€ свои качества на необходимом уровне. »менно так и следовало принимать участие в диалоге с Ѕогом, не претенду€ на свою избранность, как бы естественно, эмоционально, с толикой сомнений и рассуждений, еще допустимых Ѕогом, не стара€сь выгл€деть перед Ѕогом умным, оперирующим к высоким знани€м, но несколько растер€нно иногда, в поиске, в желании получить ответ, советы, ћилости Ѕога  ришны, ничего в этом диалоге, как бы ни показалось, не дела€ по своему собственному почину.

“еперь относительно вопросов. Ќесомненно, јрджуна понимал, ст. 1-2 гл. 8,  то есть Ѕрахман. Ќо Ѕог повел его так, чтобы этот вопрос был задан, поскольку речь шла не об јрджуне, не о его духовном развитии, хот€ и здесь Ѕог  ришна непрерывно над ним работал тщательно и скрупулезно, а речь могла быть о духовном развитии всех людей, которым уже пора было дать совершенные авторитетные духовные знани€, именно из –ук —амого Ѕога, ибо уже речь шла о новом духовном пути человечества, уже было пора, и с этой ÷елью были задуманы Ѕогом все событий того времени вплоть до битвы на  урукшетре; и именно перед началом битвы должен был произойти этот св€щенный диалог, в котором сама Ѕхагавад-√ита была и целью и смыслом, и главной нетленной причиной, ибо ей должно было войти с великим потр€сением и проникнуть в человечество с болью и кровью, чтобы повести его к Ѕогу  ришне именно через —вет совершеннейших духовных нетленных знаний. ј все предыдущие духовные знани€ послужили базисом, который сохранилс€ на столько, на сколько в том была ¬ол€ и ѕлан Ѕога и который требовал серьезное дополнение, как и корректировки и отсечение того, что свое отработало и привнесло, где новые знани€ должны были разъ€снить там, где были сомнени€, усилить, направить на нужный уровень религиозного духовного мышлени€, дать человеку новую духовную практику, новые возможности достижени€ ¬севышнего применительно к новым услови€м и возможност€м человека, что и произошло перед началом сражени€.

“аким образом, Ѕог Ћично ”казал человечеству, что и как следует понимать, а от чего следует отказатьс€ непременно. «нать, что Ѕрахман есть —ам Ѕог  ришна не только важно, но и крайне необходимо становилось уже на тот период, ибо это знание отсеивало многие другие бытующие на тот период измышлени€ в этом направлении даже в умах многих духовных учителей. Ќесомненно, ¬ерховный Ѕрахман есть только Ћичность Ѕога. Ќо это невозможно постичь умом человека, но прин€ть. ћногие понимают, что это материальна€ природа. ƒумают, что это, также, есть про€вление ¬ысшего ƒуха, ¬сепроникающего, ¬сезнающего. “акже Ѕрахманом люди называют высоко-духовные личности, которые также могут обладать мистическими способност€ми и про€вл€ть качества высокого уровн€. Ѕрахманами также называют великих аскетов и религиозных мудрецов и св€тых. Ќо все они к Ѕогу не имеют отношени€. —ам Ѕог есть абсолютна€ Ѕожественна€ Ћичность, ¬ысочайший Ѕрахман, “от, от  оторого все изначально исходит,  то есть ¬ысша€ ѕричина всех причин.

Ќо это понимание, такое определение Ѕога в материальном мире не очень распространено. ћожно сказать, только в ¬едах, оттуда такое определение Ѕога позаимствовано духовными учител€ми, но посто€нно использовать такое определение Ѕога не следует. ¬се же Ѕрахман Ц это устаревшее определение Ѕожественной Ћичности, несколько имеет другое толкование и направлено на другой исторический период или другую эпоху, другое религиозное мышление. Ёто более узкое воспри€тие Ѕога через преимущественно материальный мир и материальную природу, не учитыва€ в основном то, что Ѕог есть “ворец, ¬ездесущий,

јбсолютна€ ¬ысша€ »стина.  огда человек говорит: Ѕрахман, он как бы здесь смотрит на материальную природу и в ней жизнь и только потом начинает более широко трактовать Ћичность Ѕога и то, если он находитс€ на такой ступени духовного развити€. ѕросто следует пон€ть, что Ѕрахман, “от,  оторый описан в ¬едах есть —ам Ѕог. ¬се. » уже здесь человек говорит, что Ѕог есть ¬ысочайша€ Ѕожественна€ Ћичность, Ќерожденный, »звечный, јбсолютный, ѕричина и следствие, »сточник ¬сего, ¬ысший ”правл€ющий, ¬ысший “ворец, —оздатель всех мировЕ » сказав слово Ѕрахман, не следует останавливатьс€, ибо его, человека, сознание тотчас рисует ему материальную природу и замолкает. » что дальше? “ак в Ѕога не войти, не развиватьс€ духовно, так даже невозможно развить качества и начинать преданно служить. Ќужно сразу говорить: Ѕќ√. » только отсюда Ѕог дает понимание и начинает расшир€ть религиозное сознание человека. ѕоэтому в современном мире говорить о Ѕрахмане не рекомендуетс€. Ќа вопрос: Ђ то управл€ет душой?ї ответ пон€тен. “олько Ѕог. Ќе Ѕрахман, но Ѕќ√. “ак надо мыслить. “акова ¬ол€ Ѕога в этом направлении. » сомнений не должно быть.

Ќеобходимо также знать, что ни јрджуна, ни его современники, ни даже теперь Ц никто и никогда доподлинно не знает, что Ѕог управл€ет душой абсолютно. Ёто знание не только считаетс€ главным из всех знаний относительно души, но и до некоторого момента человеческого развити€ считалось тайным знанием, ибо доподлинно знать об этом дл€ человека было не совсем благопри€тно, ибо он т€готел к пониманию, что все зависит только от него, и именно это придавало ему активность и старательность в материальных играх и рол€х, посредством которых Ѕог и развивал и развивает качества, как материальные, так и духовные. » согласитьс€ с тем, что человек зависим от Ѕога полностью было многим непросто или даже губительно дл€ духовного развити€. Ќепременно во времена јрджуны это знание было сокровенным, тайным, поскольку человечество не могло еще его правильно восприн€ть, и оно рождало бы немалый протест, что есть, несомненно, греховна€ наказуема€ де€тельность даже дл€ глубоко религиозных людей. Ќо Ѕог  ришна на эту тему с јрджуной много не √оворит, но достаточно того, чтобы напомнить к тем знани€м, которые на тот период присутствовали, что душа управл€ема Ѕогом. Ќо в какой мереЕ ќб этом Ѕог в Ѕхагавад-√ите не √оворит. Ќо √оворит теперь в тех —в€тых ѕисани€х, которые на данный период Ѕог передает человечеству «емли через Ќаталию.

ƒалее, что такое карма? Ќесомненно, этот вопрос дл€ јрджуны не был нов. ¬ те времена пон€тие карма уже существовало, но оно еще не было очень распространенным. »м, этим знанием отчасти владели духовные учител€, также они встречались в тех духовных рукопис€х, которые хранились и передавались по цепи ученической преемственности. “огда в пон€тие кармы в основном входило пон€тие о труде, трудовой де€тельности, но имелс€ в виду только труд, за который человек получал вознаграждение, благодар€ чему мог поддерживать свое тело и членов своей семьи.

ќднако, это понимание иногда дополн€лось и другим. ѕод кармой понимали и наказание за грех или поощрение за добродетель и просто труд. ѕоэтому јрджуна ¬олею Ѕога и ѕланом Ѕога, побуждаемый “ворцом, мог задать такой вопрос, поскольку понимание о карме следовало уточнить, ибо оно должно было употребл€тьс€ и впоследствии, а также употребл€етс€ неоднократно в данном Ѕогом ѕисании Ѕхагавад-√ита всем, которое дано современному человеку начала третьего тыс€челети€.

 арма Ц это слово обозначает де€тельность, работу, то, что выполн€ет человек посто€нно, чтобы поддерживать свое тело. Ёто Ц первоочередное пон€тие и оно никуда не может детьс€. Ќо работа не просто, а та, котора€ не только поддерживает жизнь человека и обеспечивает материальными благами, но и работа, которую можно рассматривать, как действи€, за которые никто и никогда деньги не платит и причиной этих действий и участий в тех или иных событи€х человек видит себ€, свою инициативу. Ёто может быть сон, еда, общение, помощь другому; также это процесс, когда человек идет, едет, читает, смотрит, просто мыслит, одевает, открывает, закрывает, интересуетс€, задает вопросы и отвечает на вопросыЕ любой мыслительный процесс и другое. ¬се это есть де€тельность человека, по сути работа, необходима€ и в той или иной мере, поддерживающа€ его существование в материальном мире, непременно включа€ также оплачиваемую трудовую де€тельность в материальном мире, что делает человек, вовлекаетс€, об€зан делать в силу возникших обсто€тельств, необходимости, делает вольно и невольно, осознанно и автоматически, по своему желанию и по просьбе или требованию другихЕ - все есть кармические действи€ или де€тельность, охватывающа€ собой всю жизнь человека и каждую жизнь от рождени€ к рождению. “.е. вс€ жизнь человека состоит, соткана из действий всех уровней и направлений.

Ќо надо понимать, что вс€ де€тельность человека в совокупности не столь уж за пределами его сознани€, его предыдущей кармы, качеств и желаний. » потому делитс€ на добродетельную и греховную. Ќо и добродетельна€ де€тельность также может быть греховной в зависимости от того, с каким умонастроением или пониманием делаетс€ человеком. ѕока человек материальный и видит причиной любой де€тельности или действий себ€ и претендует на плоды своей де€тельности, в таком случае говор€т о последстви€х кармы или о кармической де€тельности, котора€ непременно имеет последстви€ в виде плодов греховной или благочестивой де€тельности.

 армическа€ де€тельность человека, приписывающа€ все себе и в себе вид€ща€ причину, не вид€ща€ за всем сто€щего Ѕога и не посв€щающа€ Ѕогу плоды де€тельности, считаетс€ греховной всегда. ¬ таком случае человек, претендующий на плоды и считающий себ€ творцом своей судьбы и де€ний, получает эти плоды или в виде страданий или в виде вознаграждени€ за добродетель. Ётот путь возда€ни€ человеку обеспечивает его круговорот сансары и есть карма человека.

 огда с человеком происход€т те или иные событи€, благопри€тные и нет, говор€т, что это его карма и из этой жизни и из предыдущих в виде самых разных плодов, куда входит болезни, бедность, успехи, семь€, друзь€, родители, талант, слава, почет и уважение, преп€тстви€, преодолени€, все это про€вл€ет себ€ ¬олею Ѕога через игры и роли материального мира, развивающие человека и воздающие ему за его действи€ и мыслительный процесс в прошлом, включа€ и вчерашний или сегодн€шний день, все по ¬оле и ѕлану Ѕога на человека и на его развитие, все воздаетс€ в свой срок, своими пут€ми, через других людей, собственное тело и природные €влени€, как и животный мир.

ќднако, на вопрос јрджуны Ѕог √оворит только то, что можно было знать человеку на тот период. „еловеку тогда было достаточно усвоить, что карма есть работа, де€тельность, направленна€ на поддержание тела, но сами кармические реакции не могли в тот период быть хорошо прин€тыми.  арма и кармические реакции тогда редко обсуждались духовными учител€ми, поскольку делалс€ в основном акцент на аскетизме, добродетели, на самых разных духовных практиках и йогах, на ученичестве, на преемственности духовных практик и знаний; духовность очень часто прив€зывали к материальной де€тельности, к труду, к мистике. Ћюди еще не мыслили строго о своих наказани€х, как реакци€х за свои поступки, не могли свои страдани€ видеть, как кармические реакции, как ¬олю Ѕога, как развивающий процесс или как ¬ысочайшее ћилосердие Ѕога, не дающее погр€знуть в греховной де€тельности и вырывающее через кармические наказани€ из греховных устоев, пониманий, качеств.

Ћюди преимущественно видели причины страданий в друг друге, в своем теле, в материальной природе, не понима€, что кармическими реакци€ми, т.е. плодами кармы Ѕог и воздает и наставл€ет, и наказывает и поднимает вверх. “аким образом, четко о карме на тот период знаний и разъ€снений не существовало, но они были весьма приблизительны, указыва€ на причину, но не заостр€€ на этом особо мыслительный процесс человека того времени.  ак действует карма Ц это было, поэтому, знанием и тайным и не распространенным и в некотором роде не авторитетным или сомнительным. …огам давались другие направлени€ духовного развити€, где карма была не главным и не ведущим знанием. » в основном она не говорила о возда€нии, а о том, что есть труд кармический и духовный.  армический труд считаетс€ запрещенным, поскольку человек в таком труде видит себ€ исполнителем и распор€жающимс€ плодами своего труда, не посв€ща€ его “ому, от  ого все исходит изначально. Ёто был первоочередной грех, св€занный с кармой. ѕричем карма - это был труд непременно направленный на поддержание тела и другое не рассматривалось или не учитывалось строго.

“еперь к вопросу о том,  то есть √лавный ”правл€ющий всего материального творени€. Ќесомненно, и это јрджуна знает, но понуждаем Ѕогом именно так ставить вопрос. Ќа первый взгл€д вопрос может показатьс€ непон€тным современному человеку, ибо пон€тно, что миром ”правл€ет Ѕог. –елигиозный человек видит за всем сто€щего и всем ”правл€ющего всем материальным творением только Ѕога.

Ќо к этому следует также сказать, что в материальном мире и раньше и теперь существовали и существуют и другие понимани€. ≈сли человек стоит на низшей ступени развити€, то он считает всегда только себ€ причиной своей судьбы, любой де€тельности, развити€, а материальную природу рассматривает, как подчиненную субстанцию, то, что имеет случайную причину, как и возникновение планет и вселенных. “акое мышление человека на ранних ступен€х его развити€ также дано Ѕогом, также способствует его развитию, устремл€€ к поиску закономерностей, причин и следствий, законов, управл€ющих миром; из всего человек желает извлечь все, чтобы сохранить себ€, человеческую цивилизацию, обеспечить будущее своим потомкам и процветание материальное. Ќа самом деле все это, безусловно, не во власти человека. Ѕог именно Ѕожественной ¬олей на врем€ как бы устранив —еб€ из этих умов, дает постигать —еб€ шаг за шагом, этим и постепенно и направл€€ к —ебе и дава€ постигать —еб€ материальными средствами и желани€ми. “аким образом, √лавный ”правл€ющий только —ам Ѕог.

  этому можно добавить, что многие люди, обраща€сь к полубогам или духам или к неким потусторонним силам, мол€т их о помощи, тем признава€ их за управл€ющих в материальном мире или наделенными великой мистической силой. Ќо такое понимание считаетс€ невежественным, как и сами люди, так мысл€щие, наход€тс€ на достаточно низких ступен€х материального и духовного развити€. Ёто непременно относитс€ и к тем, кто за помощью обращаетс€ к экстрасенсам, знахар€м или магам и колдунам, полага€, что они магическими средствами могут изменить судьбу человека, достаток, дать успех и пр. ¬се это есть крайнее невежество людей, уповающих на то, что по сути иллюзорно, не существует. ¬се дает только Ѕог, дает по карме человека, как последствие его благочестивой и греховной де€тельности. „еловек, любое другое живое существо таким могуществом не обладает. Ќо все просьбы знает и принимает только Ѕог.

“акже Ѕог есть “от,  то управл€ет всеми полубогами материальной вселенной, т.е. теми живыми существами, которые обитают на планетах высшего уровн€ и обладают немалыми мистическими силами и возможност€ми. ќднако, и они ничего без Ѕога не могут предприн€ть, будучи полностью зависимыми от Ѕога, его творением, его энергетическими частицами, которые также развиваютс€ и имеют также последстви€ благочестивой и греховной де€тельности. ” Ѕога нет самосто€тельно действующих живых существ, берущих также на себ€ те или иные функции Ѕога даже в очень незначительной степени. ¬се они наход€тс€ под абсолютным контролем Ѕога, знают обо всем в свою меру, действуют с разрешени€ Ѕога и по ¬оле Ѕога, и не могут оказывать вли€ние на человеческую цивилизацию, на каждого человека, ибо удалены на несоизмеримое рассто€ние от управлени€ энерги€ми Ѕога, работающими в материальном мире.

“еперь о жертвоприношени€х. Ётот вопрос Ѕог неоднократно поднимает в Ѕхагавад-√ита всем.  ак непосредственно в комментари€х, так и в обзоре. Ќо и теперь, отвеча€ на вопрос јрджуны, Ѕог ”казывает, что только ќн есть ¬ысший ”правл€ющий и ¬ысший распор€жающийс€ всеми жертвоприношени€ми. ¬опрос не может сто€ть так, как ставит его јрджуна в ст. 2 гл. 8. ¬сегда Ѕог ”казывает, что ќн не наблюдает со стороны за всем, что происходит в материальном мире, а —ам непосредственно присутствует в материальном мире, в каждом живом существе и ”правл€ет всем и каждым также непосредственно —ам через ум, желани€, чувства, все внутренние энергии в человеке, а потому, как и любой де€тельностью, управл€ет процессом жертвоприношений, —ам дает в этом необходимость, желание, проведение ритуала, молитвы, св€щеннослужителей, учитыва€ ступень развити€ людей, каждого человека, —ам принимает это жертвоприношение и —ам удовлетвор€ет просьбы людей или распор€жаетс€ плодами жертвоприношений, даже если жертвоприношение было направлено на духов, полубогов, на умерших, природу и природные стихии.

“акже на вопрос јрджуны, как можно помнить Ѕога  ришну в конце жизни, Ѕог отвечает следующим образом. ѕрежде всего, кто такой самоконтролируемый человек? Ёто человек, который непременно должен быть преданным Ѕога, заниматьс€ преданным служением Ѕогу, а также идти по пути не прив€занности, что требует аскетизм, простой образ жизни, и посв€щение Ѕогу всех плодов своей де€тельности. Ќо это невозможно без посто€нной практики контрол€ ума, чувств и желаний. ѕричем, постепенно человек достигает того уровн€, когда внешние объекты не вызывают желаний, чувства не ищут в них удовлетворени€ и отрешенность от этих объектов становитс€ дл€ человека естественным его состо€нием, переход€щим в его образ жизни и в качества повседневные. „еловек настолько проникнут таким в себе состо€нием, что почти мгновенно улавливает в себе на основании развитых духовных качеств запрет Ѕога и без труда тотчас отказываетс€ от всего, что может навредить преданному служению, что противоречит религиозным принципам и к чему, по сути, он утратил вкус, интерес, какое-либо влечение. “акой человек также, как и все, ведом Ѕогом, но значительно точнее в себе «нает ¬олю Ѕога и никогда не пойдет против ¬оли и требований Ѕога. Ќо и контролировать себ€ ћилостью Ѕога ему более удаетс€ вследствие продолжительной и непрерывной духовной практики, что есть абсолютна€ ¬ол€ Ѕога. Ѕудучи на такой ступени материального развити€ такой человек заслуживает того, чтобы Ѕог напомнил ему о —ебе и в момент смерти. ¬ этом не может быть сомнени€.

”ченик.

Ќо почему јрджуна считает, что самоконтролируемый должен помнить Ѕога в конце жизни или в момент смерти?

Ѕќ√:

—ледует знать, что и теперь среди преданных существует понимание, в большой степени поддерживаемое духовными учител€ми, согласно которому считаетс€, что действительно реализованный преданный должен не только медитировать на Ѕога  ришну в течение жизни, вибриру€ —в€тые имена Ѕога, пам€ту€ о Ѕоге, изуча€ —в€тые ѕисани€ и поклон€€сь Ѕогу, также проповеду€ и посв€ща€ Ѕогу плоды любой своей де€тельности, но и непременно, если он достаточно удачлив, должен помнить Ѕога в момент смерти, а это возможно в лучшем случае, если в момент смерти, в момент оставлени€ тела он будет окружен преданными. ѕри этом желательно или категорически необходимо, чтобы р€дом не было животных, и это происходило в светлое врем€ суток в подход€щий период времени. ≈сли все это выполнено, если Ѕог  ришна дал такую ћилость человеку, то можно наде€тьс€, что такой преданный, который умеет контролировать чувства и делает это, непременно достигает духовный план. ј потому преданные в основном мыслью желают себе помнить Ѕога  ришну и считают, что если Ѕогу посв€тить всю свою жизнь, то в таком случае и в момент смерти человек сможет думать о Ѕоге, а потому непременно достигнет Ѕога и в этом не может быть сомнений.

Ќо јрджуну все же волнует, как в момент смерти это состо€ние пам€товани€ может быть выполнимо, поскольку это очень не простой процесс, и люди могут находитьс€ в великом страдании в св€зи с фактом смерти и в св€зи с физическим состо€нием тела, где человек может быть и без сознани€ или испытывать невыносимую боль или могут быть другие отвлекающие моменты, св€занные со смертью, или жизнь может быть прервана неожиданно. „то здесь можно сказать?

ѕрежде всего, подобный образ мысли и желани€ на самом деле есть про€вление оп€ть же несовершенства йога. „еловек должен пон€ть, что пам€тование о Ѕоге в течение жизни не должно в итоге ставитьс€ ему в заслугу в той мере, что в конце жизни Ѕог непременно должен ему напомнить о Ѕоге  ришне. ѕоскольку также Ѕог никому и ничего не должен и «нает, что на самом деле заслужил человек. » еще раз. ќ —ебе в человеке в любом его состо€нии Ѕог напоминает —ам Ћично, исход€ из заслуг человека перед Ѕогом. ≈сли это происходит в конце жизни или в момент смерти, то преданные считают, что этим Ѕог дает ему, преданному, обещание направить непременно на духовный план. “.е.человек в течение жизни про€вл€ет прив€занность, озабоченность о своем будущем после смерти и тем самым про€вл€ют свою прив€занность к плодам своей духовной де€тельности или преданного служени€, про€вл€€ чувство страха перед рождением в материальном мире, таким образом не вруча€ себ€ Ѕогу в этом вопросе, но претенду€, в то врем€, как плодами преданного служени€ должен распор€жатьс€ только Ѕог  ришна. “.е. так мысл€щие люди, беспоко€щиес€ о том, как, при каких услови€х умрут, на самом деле вымаливают у Ѕога непременно духовный план в награду за преданное служение или взамен за свой духовный труд, добродетель, аскетизм и старани€, что недопустимо.

„еловек должен полностью вручить себ€ Ѕогу во всех вопросах такого плана, касающегос€ дальнейшей судьбы человека и на «емле и на духовном плане, должен подчинитьс€ ¬оле Ѕога изначально, говор€ себе, что на все ¬ол€ и ѕлан Ѕога, что Ѕог «нает. » все есть ћилость Ѕога. ƒаже самый продвинутый или великий преданный может иметь существенные долги перед Ѕогом за прошлые рождени€, как и далеко не совершенные качества, которые не всегда могут быть устранены в услови€х преданного служени€, но могут еще требовать материальные игры и роли или тела животных. »ногда крайне необходимо человека провести через выбор материального мира и отшлифовать именно его инструментами низшие качества или желани€. ѕоэтому, несомненно, старатьс€ надо, но будет прав тот, кто не будет при всем этом сильно заботитьс€ о том, как он встретит свою смерть, при каких услови€х и кем будет окружен и не будет этим беспокоить других людей. Ќо пам€товать о Ѕоге следует всегда и непрерывно, ибо без этого направлени€ мыслительного процесса не приходитс€ вообще говорить о самом преданном служении и его успехе, как и об удовлетворении чувства Ѕога  ришны.

ѕоэтому вопрос о том, когда лучше всего оставить тело, в какое врем€ суток или в какое врем€ года, то и этот вопрос следует оставить, поскольку это по большому счету дл€ человека и его дальнейшего духовного развити€ не имеет большого значени€. ¬ любом случае его поведет Ѕог и даст наиболее точный путь и направление развити€, духовного или материального. “аковы ответы непосредственно Ѕога  ришны на вопросы јрджуны, поставленные в ст. 1-2 гл. 8. ќни же привод€тс€ в ст. 3-5 гл. 8. Ёти ответы ни есть ответы люд€м с высоким пониманием, но достаточно всеобъемлющие и точно выражающие ћнение Ѕога дл€ этой ступени развити€ человечества времен јрджуны.

Ќетленный ¬ысочайший Ѕрахман несомненно только —ам Ѕог  ришна. ѕоэтому природа души Ѕожественна€ изначально, но подверженна€ развитию через материальный мир до той ступени, когда можно будет направить ее на духовный план, где каждому предстоит идти дальше в своем развитии, но уже через непосредственное служение Ћичности Ѕога. “олько Ѕог развивает духовную сущность, —вои бесчисленные частицы, €вл€€сь изначально ¬ысшим ”правл€ющим всех материальных и духовных миров.

ќтносительно кармы Ѕог определ€ет ее как действи€, направленные на воспроизводство тел, их поддержание. Ќо на тот период такое понимание было и достаточно. ќднако, в современном мире человек должен пон€ть, „“ќ есть карма фактически, и как она может ¬олею Ѕога вли€ть на развитие человека, ибо все в материальном мире призвано развивать живые существа. Ќо как это происходит через карму Ц об этом уже было сказано неоднократно, и потому понимание кармы следует расширить, привнос€ сюда такие вещи, как запрещенна€ де€тельность (кармическа€ де€тельность, не предлагающа€ плоды труда Ѕогу) и допустима€ (как посв€щение де€тельности Ѕогу, как не прив€занность к плодам любой своей де€тельности, кармическа€ де€тельность, т.е. де€тельность материалистов), а также понимание,  то стоит за любой де€тельностью человека и то, что человек не €вл€етс€ ни исполн€ющим работу и ни распор€жающимс€ плодами своего труда.

“акже следует знать, что работа, посв€щенна€ Ѕогу, считаетс€ одухотворенной и человек никогда к такой работе не может быть прив€зан, не может считать ее смыслом и целью жизни, а потому не скован работой, но исполн€ет ее, как долг. “акже следует понимать, что Ѕог  ришна есть “от,  то управл€ет всем материальным творением, согласно ст. 4 гл. 8.

Ёто незыблемое вечное знание на все времена и здесь невозможно что-либо добавить. Ёто знание необходимо было в те времена и в насто€щее врем€ есть высочайшее духовное знание дл€ современного человека на любой ступени его развити€. —т. 3-5 были предназначены люд€м более низкой ступени, а потому были даны в доступной форме, как основа духовных знаний. Ќо комментарии к этим стихам могут развиватьс€ и дополн€тьс€ всегда ¬олею Ѕога через тех, кому Ѕог это дает Ћично, но в свое врем€. Ќо относительно ст. 5 гл. 8 можно сказать. Ѕольшое значение в преданном служении имеет старание человека, посто€нный контроль себ€, направление своего умственного процесса только на Ѕога, всегда, при любых обсто€тельствах, но направление на Ѕога активное, вовлекающее все чувства, желани€, все выстраивающее по направлению к ¬ерховной Ѕожественной Ћичности, когда человек ни в чем не дает себе послабление, но изыскивает посто€нно новые пути дл€ медитации на Ѕога Ц и убира€ храм, и занима€сь добродетелью, и поклон€€сь, и отвеча€ на вопросы, и преодолева€ страдани€Е везде человек мыслью с Ѕогом, по любому поводу, все посв€щает Ѕогу, непрерывно здесь работает над собой. ¬ таком случае Ѕог видит все усили€ человека, все его труды, его неустанное стремление угодить Ѕогу. ¬от только в этом случае Ѕог может дать человеку ћилость в конце жизни и напомнить о —ебе и даже вложить в его уста —вое им€.

Ќо необходимо, чтобы это не было самоцелью, чтобы человек старалс€ по другой причине Ц исключительно из любви и благодарности к Ѕогу, уже не зна€ другого пути, другой мысли, другого желани€, чтобы и в теле был от Ѕога неотъемлемым, чтоб с именем Ѕога просыпалс€ и с именем Ѕога спать ложилс€, мол€сь неустанно, пада€ на колени и не вид€ в этом труда, а радость, свой смысл, счастье, свою св€зь, свою надежду и невозможность как-то жить и думать иначе, говор€ себе всегда, что полностью придает себ€ Ѕогу, и если Ѕог пожелает, то может в следующей жизни сделать его и животным и низшим из низших среди людей. ¬се преданный примет, ибо ¬ол€ Ѕога есть ¬ысочайша€ —в€тость. ѕоэтому это обещание Ѕога в ст. 5 непременно должно пониматьс€ с такими воспри€ти€ми. —таратьс€ надо.

”ченик.

„то значит, хорошо помнить свое состо€ние, ст. 6 гл. 8?

Ѕќ√:

Ётот стих, можно сказать, не дает полного описани€ того положени€ души, которое она получает с рождением. Ќо главное пон€ть, что человек со смертью не утрачивает приобретенные в предыдущих рождени€х качества, навыки, некоторые желани€, понимани€, убеждени€. Ёто все непременно сохран€етс€ в своей мере, когда душа получает новое тело, однако, про€вл€етс€ постепенно, согласно возрасту человека, ѕлану Ѕога на человека, по карме человека и его заслугам перед Ѕогом, а также учитыва€ карму других людей. Ќо в целом все хранитс€ в ѕам€ти Ѕога и ¬олею Ѕога про€вл€етс€ или поднимаетс€ нагара ситуаци€ми, стечени€ми обсто€тельств, в материальных играх и рол€х. Ќо что касаетс€ того, сохран€етс€ ли атмосфера, среда, положение человека в обществе в его новом рождении, то так бывает отчасти. »ногда очень бедный в прошлой жизни человек рождаетс€ оп€ть же в очень бедной семье, но Ѕог дает ему в свое врем€ разбогатеть и большую часть жизни прожить в достатке, иногда такой человек сразу рождаетс€ в Ѕогатой семье, или иногда происходит поэтапный рост его материального благососто€ни€, т.е. рождаетс€ в семье со средним достатком, потом в богатой семье и снова в бедной, но уже наход€сь на более высокой ступени духовного развити€ с более высокими качествами. “.е. сказать, что строго сохран€етс€ в новом рождении материальное положение человека невозможно, ибо, мен€€ ситуацию, Ѕог мен€ет игры и роли, окружение, возможности, дает новый выбор, новый качества, но при всем этом сохран€ютс€ от рождени€ к рождению желани€, стремлени€, эмоциональное воспри€тие, психика, качества, склонности, все это жизнью корректируетс€ и в новом наборе будет передано оп€ть же в новое рождение после смерти, так постепенно шаг за шагом поднима€ человека по личной лестнице духовного и материального развити€ вплоть до начала пути преданного служени€ или уже в преданном служении. ѕоэтому говорить, что каждый преданный оп€ть же непременно будет преданным нельз€, как и нельз€ думать, что он непременно родитс€ в семье йога или отправитс€ на духовный план. Ћучше всего предатьс€ Ѕогу, ибо только Ѕог «нает, что дл€ человека благопри€тно, что и когда и как должно из прошлого в данной его жизни про€витьс€, каким образом и в какой последовательности. ѕоэтому, ни бедный, ни богатый, ни религиозный, ни не религиозный, ни удачливый, ни безутешный ни на что не могут в следующей жизни претендовать или рассчитывать, но каждый должен знать, что в любом рождении и при любом условии он непременно получит от Ѕога свои качества, приобретенные в прошлой жизни и, жела€ себе счасть€ или успехов, может только молитьс€, вести аскетический и простой образ жизни, быть добродетельным и контролировать свой ум, желани€ и чувства, как и изучать —в€тые ѕисани€ и следовать им неукоснительно.

“акже каждый должен хорошо понимать, что его качества, как греховные, так и добродетельные, в новой жизни имеют как свою причину (из прошлой жизни), так и свои последстви€ (в этой и следующей жизни), а потому необходимо старатьс€ перед Ѕогом и уповать только на Ѕога. Ќадо понимать, что Ѕог, ¬ысший ”правл€ющий материальным миром, ведет каждого скрупулезно и жизнь каждого устроена таким образом, чтобы через обсто€тельства, ситуации, окружение, об€занности и долги и здесь игры и роли разного уровн€ и разной величины эти качества в свое врем€ про€вл€ть как они есть и через кармические последстви€ их совершенствовать.

“олько Ѕог «нает о человеке все доподлинно и потому «нает наиболее благопри€тный дл€ него путь и здесь испытани€, как и преодолени€, которые непременно развивают человека и в итоге поднимают на более высокую ступень духовного и материального самосознани€. Ќо если говорить о том, дает ли Ѕог человеку то состо€ние в конце жизни, в каком он был, наход€сь всю жизнь в преданном служении, посто€нно пам€ту€ только о Ѕоге  ришне, то здесь можно сказать, что все зависит только от ¬оли и ѕлана Ѕога на человека, ибо Ѕог может дать и то рождение, которое к религии не будет иметь пр€мого отношени€ или далеко не сразу. Ќо и этот путь будет наиболее благопри€тный и необходимый, ибо религиозный путь человека далеко не всегда может привнести то, что может принести материальный мир и здесь материальные игры и роли. ј у каждого Ц неисчерпаемы возможности развити€ и за счет инструментов материального мира, иллюзорных энергий Ѕога и здесь игр и ролей.

ѕоэтому, если даже в момент смерти Ѕог дает вспомнить о —ебе, это не должно восприниматьс€, как окончательное обещание Ѕога. ќтнюдь. Ёто может обещать и просто новое рождение в материальном мире, где как возможен религиозный путь, так и преданное служение, так и материальный путь и здесь игры и роли. Ћюбой жизнью, какую ни дает Ѕог, человек будет только добирать необходимые духовные и материальные качества, будет совершенствоватьс€, развива€ качества, именно через путь развити€ устремл€тьс€ к Ѕогу только ¬олей Ѕога и ѕланом Ѕога на человека. Ќо успешнее будут те, кто будет всегда пам€товать о Ѕоге. Ёто Ѕог обещает в ст. 7 гл. 8.

Ќо, помн€ о Ѕоге, как следует думать о ¬севышнем? —т. 8-9 гл.8. Ётот вопрос на самом деле не так прост. Ќо думать о Ѕоге непременно следует, как и знать, что именно думать. ѕрежде всего, здесь никак не обойтись без духовной и в свою меру материальной практики, а также без совершенных духовных знаний, где Ѕог √оворит о —ебе, о —воих качествах. Ќадо мыслить о Ѕоге не отвлеченно, а непосредственно св€зыва€ с собой, своей жизнью, с жизнью других людей, вид€ и понима€ присутствие Ѕога, ¬олю и ѕлан Ѕога везде на всех и на каждого, видеть Ѕога в своей де€тельности, понима€,  то за всем стоит и  то всем управл€ет, от  ого все исходит. Ќадо видеть, что Ѕог Ћично присутствует в каждом живом существе, Ѕог дает мысль, пам€ть, речь, желани€, цель, смысл, путь преодолений, выбор, интерес, переживани€, все чувства. —квозь именно эту призму следует видеть и понимать свои поступки, по сути, вид€ себ€ бездействующим, не распор€жающимс€ плодами своего труда, не производ€щим. Ќо более всего следует мыслить о Ѕоге, посв€ща€ ≈му любой свой труд, плоды своей де€тельности, не претенду€ в своем труде ни на что, не счита€ его целью и смыслом своего существовани€.

“акже можно думать о Ѕожественных качествах, наслаждатьс€ ¬еличием “ворца, зна€ Ѕога, как ¬ысшего ”правл€ющего материальными и духовными мирами. “аким образом, человек даже в материальном мире и в материальных отношени€х, едва религиозный, но мысл€щий, знающий Ѕога через опыт своей жизни, через также азы совершенных знаний об€зан ¬олею Ѕога и ѕланом Ѕога начинать очень хорошо замечать, видеть, что мир материальных отношений не существует сам по себе, не развиваетс€ стихийно, не тормозит, не зависит от материальной природы, не идет на поводу отдельных личностей и ситуаций, а полностью, до мгновени€, непрерывно, в судьбе всех и каждого управл€ем только ¬ысочайшей Ћичностью Ѕога, ”правл€ем јбсолютно, точно, ћилостиво, скрупулезно, во все времена, во все истории, дл€ всех эпох и народов, неотступно ведом только вперед по лестнице развити€ всех и каждого.

“ак человек должен мыслить посто€нно, это видеть, заостр€ть внимание, все св€зывать только с Ѕогом и Ѕожественным трудом, вид€ и понима€ всех в Ѕоге и Ѕога во всем и в каждом, видимом и невидимом, движимом и неподвижном. “акой внутренний непрерывный ориентир на Ѕога, такой мыслительный процесс, подтверждаемый материальной и духовной практикой на каждом шагу должен быть потребностью человека, его единственным состо€ние мысли, где человек никогда не расслабл€ет себ€, видит во всем себ€ перед Ћицом Ѕога, а потому стараетс€, этому посв€щает жизнь, очищает себ€ от греховных мыслей и де€ний и таким образом, держа в своем уме Ѕога, сливаетс€ с Ѕогом в свою меру, входит в Ѕога, проникаетс€ Ѕожественной ¬олей на себ€, ни на что не претендует и полностью стремитс€ подчинить себ€ Ѕожественным “ребовани€м, ибо начинает их в себе хорошо различать, быть здесь устойчивым и самоконтролируемым посто€нно.

ѕоэтому, мыслить о Ѕоге Ц это еще и практический процесс, требующий непременно поклонение Ѕогу, контроль не только мысли, но и желаний, чувств, действий и де€ний, посто€нного погружени€ в Ѕога всем в себе, всей своей сутью, до полного изничтожени€ в себе материального мышлени€ и понимани€ и при всем этом не игнорирование материального мира, уживчивость в нем, понимание, что каждый на своей ступени, что всех и каждого ведет Ѕог, все развиваютс€ ¬олею и ѕланом Ѕога, что бы и где бы ни происходило. ¬се есть неукоснительна€ ¬ол€ Ѕога и нет, по сути, никого, кто бы шел своим путем, сам решал и сам действовал. Ќо Ѕог дает каждому по его качествам, согласно карме и ѕлану Ѕога на про€вление живого существа, как есть, и исправление его средствами материального мира ¬олею и ѕланом Ѕога преимущественно через страдани€.

„еловек должен старатьс€ всегда жить в Ѕоге, что бы ни делал, в какой бы ситуации ни оказывалс€. ¬се от Ѕога. “олько так понимать и на этом сто€ть и этим объ€сн€ть себе и другим, в этом также и находить утешение и радость, как и смысл жизни, как и путь развити€, должен наде€тьс€ на Ѕога, учитьс€ поэтому предаватьс€ Ѕогу. “акже думать о Ѕоге так, как говоритс€ в ст. 9 гл. 8. Ќо, дума€ о Ѕоге, не следует думать о себе, как об особенном или избранном или достигшем, более достойном, нежели другие люди, но знать точно, что каждый стоит на своей ступени и доподлинно о каждом «нает только Ѕог. Ќикому также не миновать путь духовного развити€ и пам€товани€ о Ѕоге, но каждому в свой час. Ёто также и непременно относитс€ к тем, кто зан€т медитационной йогой, ст. 10 гл. 8.

„тобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже

Ўелкните по рисунку, чтобы оценить, написать комментарий



ѕроверить орфографию сайта.
ѕроверить на плагиат .
 ол-во показов страницы 55 раз(а)






Ѕогомыслие


„то пишут читатели:



  началу станицы