—амиздат “екст
RSS јвторы ќбсуждени€ јльбомы ѕомощь  абинет


(јдрес почты tulasi_07@mail.ru)

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ. ќЅ«ќ–. ƒ»јЋќ√. „ј—“№ 6. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 4.

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ. ќЅ«ќ–. ƒ»јЋќ√. „ј—“№ 6. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 4.

”ченик.

ѕочему јрджуна решил, что Ѕог  ришна вовлекает его в кармическую де€тельность? ѕочему он считает эту кармическую де€тельность ужасной? (ст. 1 гл. 3) (Ђќ, ƒжанардана, “ы считаешь, что путь преданного служени€ буддхи-йоги выше, чем кармическа€ де€тельность, так почему же, о,  ешава, ты вовлекаешь мен€ в эту ужасную кармическую де€тельность?ї).

”читель.

„тобы ответить на этот вопрос, следует пон€ть, с какой позиции смотрит јрджуна на кармическую де€тельность, в данном случае на свое участие в сражении. »ли с позиции Ѕога на основании тех знаний, которые получил, так быстро усвоил во второй главе и так присоединилс€ к ћнению Ѕога, что кармическа€, прив€занна€ к плодам де€тельность греховна и ужасна или смотрит на свое участие в сражении с позиции нравственности своего времени: убийство родственников, учителейЕ недопустимо, ужасно. ЌоЕ создаетс€ впечатление, что јрджуна чего-то не пон€л, не усвоил. ѕрослушав во второй главе наставлени€ Ѕога, он так и не пон€л, какие требовани€ Ѕог предъ€вл€ет к участию в сражении, не учитывает эти требовани€ и своим невежеством снова отбрасываетс€ во круги сво€: нельз€ убиватьЕ така€ де€тельность безнравственна, а потому ужасна. Ќемного исследуем, что сказал Ѕог, и что восприн€л и мог восприн€ть јрджуна, также его ступень, позвол€ющую это сделать. Ќебольшой анализ, как экскурс по событи€м диалога здесь будет уместен. Ќе отрывай внимание.

ќбрати внимание. ¬тора€ глава Ѕхагавад-гиты построена так и ведетс€ такой диалог, в котором Ѕог как бы выдел€ет, заостр€ет внимание јрджуны на двух очень существенных вещах.

¬ первой части гл. 2 с 1 по 38 стих Ѕог  ришна пр€мо и косвенно настойчиво знани€ми, как Ѕожественными средствами, убеждает јрджуну о необходимости прин€ть участие в сражении, не оговарива€ еще, как именно необходимо сражатьс€, не говор€ о внутренней установке относительно не прив€занности к плодам, но понужда€ пока тем, что пон€тно, не чуждо его религиозным чувствам, практике, опыту, знани€м, мировоспри€тию, интеллекту, наконец.

Ётот путь можно было бы назвать кармическим, привычным дл€ јрджуны исполнением своего долга, как это делают другие. Ќо у Ѕога не так все просто, ибо кое-что подготовил ¬севышний и из другого блюда.

¬о второй части гл. 2 ст.39-72 Ѕог говорит о преданном служении, о пути буддхи-йоги, по€сн€€, что этот путь есть путь совершенных духовных знаний, путь преданного служени€ и насто€тельно рекомендует јрджуне: ЂЕ ¬ состо€нии йоги исполн€й свой долгЕї (ст. 48), а также в ст. 50 гл. 2: ЂЕ —ражайс€ ради преданного служени€Еї.

ѕо сути, Ѕог соедин€ет в уме јрджуны кармическую де€тельность и йогу, как св€зующий с Ѕогом процесс, т.е. подводит к карме-йоге, де€тельности в сознании Ѕога  ришны, о чем более основательно Ѕог и будет говорить в гл.3, т.е. о де€тельности, которую можно и необходимо перевести на рельсы преданного служени€ путем отказа от плодов своей де€тельности, но непременно ее выполн€€.

“ака€ де€тельность, как будет сказано далее, не €вл€етс€ запрещенной (в отличие от обычной кармической де€тельности, прив€занной к плодам, которой занимаютс€ все материалисты, не вид€ сто€щего за всем Ѕога), греховной де€тельностью и рекомендуетс€ Ѕогом  ришной в услови€х материального мира, как преданное служение Ѕогу и называетс€ карма-йогой.

»так, необходимо еще раз внимательно посмотреть на две указанные здесь части второй главы, но прежде есть смысл вспомнить, с чем, с каким багажом и внутренним состо€нием подошел к этому отрезку диалога (гл. 2) јрджуна, дл€ чего вновь обратимс€ к первой главе Ѕхагавад-√иты. ѕомн€, однако, что втора€ глава переводит сознание јрджуны на рельсы нового религиозного понимани€, расшир€ет его сознание и вплотную подводит к преданному служению через буддхи-йогу к карма-йоге, не претендующей на плоды любой де€тельности.

¬ середине и в конце первой главы јрджуна привел все свои доводы, которые ему нравственно не позвол€ли прин€ть участие в сражении, как и свое внутреннее состо€ние:

1.

ЂЕЌе вижу пользы в убийстве сородичейЕї;

2.

ЂЕя не желаю победы и все, что из этого последуетЕї;

3.

ЂЕ¬сех их € не желаю убиватьЕї (ст. 32-35 гл. 1);

4.

ЂЕя не буду удовлетворен, если убью сыновей ƒхритараштрыЕї;

5.

ЂЕ Ќа нас л€жет грех. Ќельз€ быть счастливыми, убива€ сородичейЕї;

6.

ЂЕ Ќадо прекратить грех. ”бийство семьи Ц преступлениеЕї;

7.

ЂЕ–азрушение семьи ведет к не религиозностиЕї;

8.

ЂЕѕадение женщин, как следствие войныЕї;

9.

ЂЕ¬следствие войны рождаетс€ нежеланное потомствоЕї;

10.

ЂЕ¬следствие войны прекращаетс€ подношение умершим предкам. ѕредки падаютЕї;

11.

ЂЕ¬следствие войны разрушаютс€ религиозные традиции и устои общества. ќбщество становитс€ нерелигиознымЕї;

» далее этот список аргументов не в пользу прин€ти€ участи€ в сражении јрджуна продолжает и в начале второй главы.

12.

ЂЕЌе следует убивать великие души учителейЕї;

13.

ЂЕћы не знаем, что дл€ нас лучше, победа или поражениеЕї;

14.

ЂЕ“от, кто, побежда€, убивает, тер€ет смысл жизниЕї;

15.

» окончательное как бы решение јрджуны: ЂЕя не буду сражатьс€Еї.

¬от то, что Ѕог понудил сказать јрджуну на основании того опыта и качеств, которые он к данному диалогу имел. јрджуна и мог, и должен был про€вить себ€ так, как про€вил, сказать то, что сказал, ибо на основании его качеств, опыта и знаний, на основании его религиозного понимани€ и высших норм того общества, которые он усвоил лучшим образом, будучи лучшим его представителем, он, јрджуна был на той ступени развити€ своего времени, что Ѕог мог дать ему только такие рассуждени€, только такие аргументы, и, как следствие, только Ц запрет, нежелание сражатьс€, име€ такую внутреннюю мотивацию. »ное действие Ц греховно при этих услови€х, в границах этих знаний, при наличии этих качеств. » этот запрет есть и то, что ограничивает дальнейшее развитие нравственности, религиозное мышлений и умственный процесс. “.е. јрджуна про€вил себ€ оптимально и согласно той рамке, в которую был вписан своим обществом, его нормами и его ступенью нравственности и религиозности.

Ќо эти рамки, границы, эти условности, несомненно не предел, но этап в развитии, имеющий временные границы и временные запреты. » этот запрет, внутренний запрет на сражение, на участие в битве на  урукшетре необходимо было сн€ть через расширение сознани€, что и делает Ѕог  ришна, дава€ новые религиозные знани€, убежда€ в них, заставл€€ мыслить в новых пределах, более широких, где полномочи€ души значительно увеличивают радиус понимани€ и решительности.

“аким образом, дава€ јрджуне новые духовные совершенные знани€(перва€, втора€ часть гл 2), Ѕог направл€ет действи€ јрджуны на основании этих знаний в русло преданного служени€, выход€щее за границы прежних позволений, но дела€ его более убежденным и решительным, ибо преданное служение Ѕогу сметает многие границы абсолютными знани€ми и бесповоротно.

ƒл€ других же участников сражени€, не готовых по качествам и знани€м духовным, это участие будет считатьс€ невежественным, безнравственным, греховным, кармической де€тельностью, за которую каждый получит свои плоды.

 акие же совершенные духовные знани€ поведал Ѕог  ришна јрджуне во 2 гл., ее первой части (ст.11-38), склон€€ его выполнить долг и по€сн€€ ему некоторые последстви€, если все же он будет сражатьс€ (гл. 2 ст.11-38)?

Ёто еще не привлечение к преданному служению, что произойдет позже (ст.39-72), но это те знани€, без которых јрджуне не обойтись никак. ќни должны его успокоить чисто по-человечески, расширить его сознание и дать внутреннее первичное основание, чтобы сражатьс€. Ѕог  ришна, начина€ со ст.11 до 38, дает јрджуне следующие ¬ысшие указани€, как и по€снени€:

1.

Ќикогда не было так, чтобы все мы не существовалиЕ

2.

ѕосле смерти происходит переход в другое телоЕ

3.

ћатери€ имеет свойство разрушатьс€Е

4.

Ѕог Ц ¬ечен. » ≈го частицы, живые существа Ц вечныеЕ

5.

„астицы Ѕога Ц воплощенные души никогда не подвержены уничтожению, когда уничтожаетс€ телоЕ

6.

ƒуша Ц не рождаетс€, не умирает, не возникает, неизменна€, старейша€Е

7.

Ќевозможно убить или быть убитымЕ

8.

—мена тел подобна смене одеждыЕ

9.

ƒуша не может быть рассечена, не горит, не раствор€етс€, не высыхаетЕ

10.

ƒуша Ц вечна€, везде присутствует, имеет вечную природуЕ

11.

ƒуша Ц неизменна€. Ќе следует сильно скорбетьЕ

12.

 руговорот смерти и рождений Ц факт. » другого в материальном мире нетЕ

13.

ƒуша Ц непостижима. Ќикто ее не знаетЕ

14.

ƒуша не может быть убита в теле каждогоЕ

15.

ќ всех не следует скорбетьЕ

16.

“акже, следует исполн€ть религиозный долг, то, что предписаноЕ

17.

»сполн€ющий религиозный долг достигает райских планетЕ

18.

Ќеисполнение религиозного долга ведет к потери чести и к последстви€м греховной де€тельностиЕ

19.

Ќеисполнение религиозного долга ведет к дурной славе на векаЕ

20.

Ќеисполнение религиозного долга трактуетс€, как трусость, тер€етс€ его уважение к себе, тер€етс€ его значимостьЕ

21.

ѕозор хуже смертиЕ

22.

¬раги будут сме€тьс€ над таким человекомЕ

23.

ѕоднимись и сражайс€ без колебанийЕ

24.

Ќапутствие к сражению: необходимо быть неприв€занным, не следует смотреть на результат сражени€, сражайс€ ради сражени€.

¬от эти слова Ѕога (пункт 1-23) јрджуна хорошо услышал, ибо они абсолютно затрагивали его интерес и отвечали на поставленные им вопросы. Ёти слова Ѕога направлены на сражение, на де€тельность однозначно. ”жасным в этом јрджуна видел факт непременного убийства, которое усугубл€лось осознанием того, что это могут быть и духовные учител€, и родственники, и за этим последует падение женщин, как и падение религиозности в семье, рождение нежеланного потомства и падение религиозных устоев в обществе, как и падение предков, которым прекращалось принесение жертвоприношений.

Ќапутствие Ѕога, как сражатьс€ (без прив€занности, сражатьс€ ради сражени€, пункт 24), јрджуна не проигнорировал. ќн еще просто такой подход к исполнению долга не усвоил. » это Ѕог знал. ќтсюда Ц втора€ часть этого диалога, этого наставлени€ Ѕога с ст. 39 до 72 гл. 2. ѕросмотрим, на что тут обратил Ѕог  ришна внимание јрджуны, что новое попыталс€ привнести в его сознание, чем Ѕог мотивировал, склон€€ и далее требу€ однозначно прин€ть участие в сражении. ¬тора€ часть Ц это уже совершенные духовные знани€, по€сн€ющие путь преданного служени€, его значимость и достижение через утверждение в совершенных духовных знани€х.

» это не было рассчитано на моментальное усвоение, но это была ¬ол€ Ѕога, данна€ всем. Ќо эту вторую часть диалога јрджуна восприн€л без прив€зки к первой, хот€ она, эта втора€ часть, и была непременным ее последовательным, логичным продолжением, главной рекомендацией Ѕога, полностью отвечающей на вопрос, в какую де€тельность вовлекает его Ѕог  ришна: сражатьс€ в состо€нии йоги, преданного служени€, не прив€зыва€сь к плодам, что ни есть кармическа€ и действительно ужасна€ де€тельность, ибо греховна тем, что не видит сто€щего за всем Ѕога и не воздает —оздателю, но претендует на плоды в виде успеха, благополучи€, материальных благ..

Ќќ јрджуна воспринимает эти две части как бы разрозненно, почти противопоставл€€ их друг другу до такой степени, что готов выбирать из двух, не заметив, что втора€ часть есть непременное приложение и по€снение к первой, а именно к —ловам Ѕога в ст.38 гл. 2, где есть призыв к отрешенности, где отрешенность Ц основа основ буддхи-йоги. Ђ—ражатьс€ ради сражени€Еї - и подводило к пониманию о не прив€занности к результату.

„тобы подвести јрджуну к состо€нию преданного служени€ при исполнении долга кшатри€, Ѕог и обратил самое серьезное внимание на буддхи-йогу, пока еще не конкретизиру€ ее до кармы-йоги. „то же Ѕог —казал о буддхи-йоге, представив ее, как практический путь в отличие от того, что было сказано в первой части второй главы о душе: о предсто€щем знании Ѕог √оворит в стихе 39, раздел€€ его от того, что было сказано в первой части. »так, Ѕог  ришна —казал, настойчиво склон€€ јрджуну прин€ть этот абсолютный путь через участие в сражении, вид€ при определенных услови€х путь сражени€ как путь преданного разумного служени€, буддхи-йогу :

1.

Ѕуддхи-йога Ц совершенный путь, где нет потерьЕ

2.

”тверждение в буддхи-йоге гарантирует сосредоточенность разума в одном. Ќа Ѕоге  ришне. ћатериальный ум Ц многоветвистЕ

3.

”твердившийс€ разумом в буддхи-йоге Ц не идет по пути удовлетворени€ чувствЕ

4.

Ѕуддхи-йога Ц путь к преодолению трех гунн материальной природы и порождаемой ими двойственности материального мираЕ

5.

«анимающийс€ буддхи-йогой легко усваивает ¬еды, что гарантирует его духовное продвижениеЕ

6.

»сполн€€ предписанные об€занности в состо€нии буддхи-йоги, человек не прив€зываетс€ к плодам своей де€тельности, не считает себ€ причиной и не прив€зываетс€ к неисполнению долгаЕ

7.

Ќа основании выше сказанного и возвраща€сь к требованию прин€ть участие в сражении, озвученному в первой части диалога главы 2, Ѕог  ришна рекомендует по-новому исполн€ть свой долг Ц в состо€нии йоги, преданного служени€. ”же поэтому јрджуна не должен был свою де€тельность, исполн€€ ее, как требовал Ѕог  ришна, назвать ужасной, ибо не прив€занностью к плодам кармическа€ де€тельность одухотвор€лась, становилась не греховной, т.е. благословленной Ѕогом. ƒругое понимание, предшествующее, то, которое јрджуна про€вл€л в 1 гл, а также в первой части второй главы, не приветствовалось Ѕогом, и в этом понимании Ѕог не призывал сражатьс€, ибо така€ де€тельность без буддхи-йоги и могла считатьс€ отвратительной или греховной или кармической, материальной де€тельностью, ст. 49 гл.2.

8.

» в ст. 50 гл.2 Ѕог  ришна называет де€тельность в буддхи-йоге преданным служением. ¬ыше такой де€тельности нет.

9.

Ѕог поведал, что этот путь в буддхи-йоге никто не может миновать, включа€ великих мудрецов и учителей прошлого, ст. 51 гл. 2.

10.

Ѕыло указано, что буддхи-йога помогает преодолевать иллюзорные дебри ума, ст. 52-53 гл. 2.

11.

Ѕыло дано пон€тие, что значит пребывать в совершенном духовном знании, ст. 55 гл. 2.

12.

Ѕыло дано пон€тие, что значит утвердитьс€ в совершенном духовном знании, ст. 57, 58, 61, 68 гл. 2.

13.

Ѕыло дано понимание о том, кто утвердилс€ разумом в буддхи-йоге в результате утвердившихс€ совершенных духовных знаний, ст. 56, 65 гл. 2.

14.

Ѕыло сказано, как можно начать путь отречени€, начала неприв€занности к плодам любой своей де€тельности, ст.59-60 гл. 2.

15.

Ѕыло сказано, что дает прив€занность к объектам чувств, ст. 62-63 гл. 2.

16.

Ѕыло сказано, кака€ ћилость Ѕога ожидает того, кто идет по пути буддхи-йоги.

17.

Ѕог  ришна поведал о том, какую роль играют дл€ человека материальные неконтролируемые желани€.

»з всего этого јрджуна мог тотчас ответить на свой вопрос сам. Ќо не смог. Ѕез практики преданного служени€ человеку сложно сразу определитьс€ в полученной информации, в этих новых рамках начинать мыслить и действовать, но напротив, она показалась ему смешанной информацией, не имеющей конкретное и однозначное указание. ќперировать полученными знани€ми јрджуна еще не мог. » не должен был. ѕоэтому его вопрос тоже был в ѕлане Ѕога, чтобы объ€снить и ему и всем бхакти-йогу в лице карма-йоги, как реальный, практический, возможный и обоснованный, а также рекомендуемый путь Ѕогом  ришной человеку.

“аким образом, не усвоив наставлений Ѕога касательно буддхи-йоги, а следовательно не прин€в требований Ѕога сражатьс€ ради сражени€, как услови€ выполнени€ долга кшатри€, јрджуна не смог отличить новое направление де€тельности от ему привычного, а оно в текущих обсто€тельствах представл€лось ему ужасным, ибо виделось бессмысленным и греховным убивать родственников, учителейЕ и обрекать общество на не религиозность, что должен был как бы поддержать Ѕог. Ќо Ѕог  ришна только начинал открывать ему те совершенные духовные знани€, которые бы однозначно все расставили бы по местам в его понимании и раздвинули бы границы де€тельности через путь преданного служени€.

ѕон€тно, что Ѕог не вовлекал јрджуну в кармическую де€тельность, но јрджуна, не прин€в еще новое направление мышлени€ и в нем своей де€тельности, все увидел с позиции прежних своих представлений, усугубленных тем, что шла братоубийственна€ войнаЕ

„тобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже

Ўелкните по рисунку, чтобы оценить, написать комментарий



ѕроверить орфографию сайта.
ѕроверить на плагиат .
 ол-во показов страницы 45 раз(а)






Ѕогомыслие


„то пишут читатели:



  началу станицы