—амиздат “екст
RSS јвторы ќбсуждени€ јльбомы ѕомощь  абинет

  вопросу об особенност€х национальной идеологии –оссии

ѕеред ѕасхой (2013 г. - јвт.) премьер-министр ¬еликобритании ƒэвид  эмерон в англиканской газете The Christian Times заметил, что "¬еликобритании не следует стесн€тьс€ проповедовать слово √осподне и быть христианской страной".

¬ ответ 55 английских писателей и лауреатов Ќобелевской премии написали ему открытое письмо, в котором "британские интеллектуалы, относ€щие себ€ к иным веровани€м или €вл€ющиес€ атеистами, упрекнули главу правительства в том, что он не придерживаетс€ в общественной жизни нейтральной позиции в отношении религии. "ѕремьер-министр имеет право быть верующим. ќднако его характеристика ¬еликобритании как "христианской страны" имеет негативные последстви€ дл€ политики и общества в целом. »меющиес€ факты показывают, что нет оснований называть ¬еликобританию христианской страной"(www.pravoslavie.ru/news/70150.htm).

ќчень показательный выпад.

ѕуть ≈вропы

ѕризнатьс€, до сих пор мне не совсем было пон€тно, к чему стремитс€ европейска€ прав€ща€ элита. “еперь все становитс€ на свои места. Ќесомненным завоеванием европейской цивилизации €вилось равенство всех членов общества перед законом, во вс€ком случае, декларируемое. —егодн€ общество, опира€сь на судебные органы, исполнителей буквы ювенальной юстиции, лишает, не задумыва€сь, родителей их детей, а детей - родителей. Ќекоторое врем€ назад заговорили об одобрительном отношении в ≈вропе, јмерике (—лава Ѕогу, не всех граждан) к гомосексуализму, законодательном оформлении двуполых браков, о праве таких "родителей" усыновл€ть детей. Ќедавно ≈— оформил признание "третьего пола": его получили трансвеститы (мен€ющие пол в результате человеческого вмешательства) и транссексуалы (люди, от природы, при рождении имеющие признаки обоих полов). ¬ борьбе за новое мировоззрение удары получает прежде всего религи€. ћы были свидетел€ми требований к √реции сделать открытой монашескую республику на јфоне, на землю которой с 8 века не ступала нога женщины. Ёто нарушение прав человека! ”же несколько лет строга€ традици€ нарушаетс€: среди туристов, посещающих јфон, встречаютс€ и женщины. —удебным преследовани€м подвергаютс€ св€щенники, имевшие смелость негативно высказатьс€ о гомосексуализме.  рестики на службе носить нельз€, так как это оскорбл€ет религиозные чувства нехристиан. Ќевольно возникают вопросы:   чему ведут западные прав€щие круги, приверженцы так называемой гендерной идеологии? ≈вропейский идеал сконцентрирован в человеке. ѕо размышлению приходишь к выводу, что идеальным европейцем будет (если будет) некое абстрактное существо непон€тного пола, подобно ежу ощетинившеес€ правами. ¬есь мир подчинен удовлетворению его желаний. ј желани€ у него останутс€, в основном, плотские. Ёго такого существа будет раздуто до вселенских масштабов. ќно будет сто€ть в центре мироздани€, оно будет Ѕогом, потому что истинный Ѕог ему не нужен. «ападный идеал человека равно удален от добра и от зла. ќбществу все равно, какую сторону человек выбирает, главное, чтобы он платил налоги, не нарушал закон и не угрожал безопасности других. Ќо какой безопасности? ‘изической. ƒуховна€ и нравственна€ безопасность человека западное общество не интересует.

Ќа «ападе ‘.ћ.ƒостоевский €вл€етс€ самым читаемым русским писателем. Ќо там плохо усвоили его произведени€ и, особенно, его знаменитую формулу: "≈сли Ѕога нет - значит все дозволено". ƒостоевский им не указка, хоть они его и читают.  ак и »исус ’ристос. ќ чем это €? ¬едь большинство тех же англичан уже не считают себ€ христианами.

» еще одно наблюдение: во многих современных государствах ≈вропы, в —Ўј, некоторых других странах осуществл€ютс€ важнейшие мечты марксистов 19 века. »м позавидовали бы и большевики –оссии в 20 веке. Ќу как же - высшей ценностью на «ападе становитс€ человек ("„еловек - это звучит гордо!" - устами —атина за€вил "пролетарский писатель" ћ.√орький в пьесе "Ќа дне"). –еализуетс€ лозунг "¬се дл€ человека". ќ материальном изобилии € уж и не говорю. ѕотр€сающе! ’от€ любому здравомысл€щему и образованному жителю планеты сегодн€ €сно, что это- тупиковый путь. Ѕез духовности и нравственности человек превращаетс€ в животное. „итатели, надеюсь, не будут возражать, если от их имени или от имени большинства из них, € скажу: такое "светлое будущее" нам не нужно...

ј мы (–осси€, русский народ) знаем, куда идем?..

Ќациональна€ идеологи€ –оссии и должна определить направление развити€ российского общества, сориентировать его движение в сторону новых ценностей, сохран€€ ценности традиционные.

 уда мы идем

¬ период "перестройки", пользу€сь "гласностью", некоторые советские мыслители и философы (Ќ.ћоисеев, ј.Ќазарет€н) начали говорить об идее ограниченного гуманизма. —уть ее заключаетс€ в том, что эгоцентризм человечества (антропоцентризм) должен быть чем-то ограничен. ƒумаю, естественно-историческим ограничителем гуманистического "разгула" человечества могут быть только Ѕог, религиозное мироощущение, а также право на существование и де€тельность "братьев по разуму", если таковые встрет€тс€.

ѕо-моему, в человеческом обществе всегда действуют внешний и внутренний регул€торы. ¬нешний регул€тор - это государство: законы, суды, чиновничество, полици€, арми€. ¬нутренний регул€тор - нравственные и моральные представлени€ людей, их ценности. “ак уж получилось, но, к примеру, в –оссии исторически развивалс€ преимущественно внешний регул€тор, а внутренний про€вл€л и про€вл€ет себ€ слабо. ќтсюда извечна€ тоска по "сильной руке", претензии к государству, которое об€зательно должно что-то сделать, с другой стороны, шатани€, беспредел, чинимые русским человеком, опь€невшим от свободы и почувствовавшим ослабление вешнего контрол€.

“елевизионные ток-шоу ¬.—оловьева пользуютс€ заслуженной попул€рностью. Ќа последнем "¬оскресном вечере" активно обсуждалс€ и затронутый президентом вопрос о том, что есть русский человек. —реди участников была ».ѕрохорова, котора€, надо сказать, отнюдь не €вл€етс€ "дамой, при€тной во всех отношени€х". ќна попыталась сбить накал эйфории, но другие участники обсуждени€ ее не поддержали. ј ведь в ее позиции есть и рациональное зерно. ƒумаю, реальна€ проблема состоит в следующем: существует ли опасность того, что формирование национальной идеологии, национальной идеи будет сопровождатьс€ в –оссии ростом русского национализма и шовинизма, усилением русского имперского сознани€? ≈сли да, то что нужно сделать, чтобы этого не произошло? ѕредвид€ возможную разницу мнений, хочетс€ спросить: ј может и нет никакой опасности в русском национализме и шовинизме или в русском имперском сознании? Ќо как же тогда быть с "высшей моральной ценностью", имеющей, по словам президента, такое большое значение дл€ русского человека, с его душевной распахнутостью во вне, в мир, в общество? » вопрос совсем уж в стиле п€той колонны: а может мы все выдумываем, так сказать, восхвал€ем себ€?

¬о второй половине 20 века один из западных исследователей предложил пон€тие мобилизующего мифа. ћне кажетс€, это очень интересное и точное пон€тие. ¬ любой идеологии, тем более, национальной, мобилизующий миф представлен в той или иной степени. ¬ 19 веке и в начале 20 века “урци€ приступила к решению задач модернизации. »деолог турецкого национализма «и€ √ек-јльп в поэме " расное €блоко" использовал мифологические и легендарные образы турецкого исторического сознани€. ѕрародиной турок оставалс€ "предвечный “уран". ј св€щенным животным дл€ них €вл€етс€ волк, выведший когда-то на дорогу заблудившиес€ турецкие племена (" расный ¬осток". ћ., 1926). Ќе перестаешь удивл€тьс€ человеческой способности фантазировать, когда узнаешь, что, например, украинцы - пришельцы с ¬енеры. ѕодтверждений можно привести множество. Ќо в таком случае, наличие в формирующейс€ российской национальной идеологии мобилизующего мифа вполне допустимо. “аким образом, дл€ задач развити€ не столь важно, соответствуют действительности представлени€ народа о себе или нет. –ефлекси€ самосознани€ здесь очень сложна€.

ј может махнуть на все рукой и вслед за “ютчевым сказать: "”мом –оссию не пон€ть, в –оссию можно только верить"? “о есть, пространство национальной идеологии - среда иррациональна€. Ќо и без рационального подхода нам не обойтись. Ќациональна€ идеологи€ может быть условием решени€ практических задач развити€, а может быть и мифологемой, призванной тешить наше самолюбие. Ќа самом деле, одного без другого не бывает. Ќациональна€ идеологи€ укрепл€ет веру народа в себ€, приводит его в состо€ние"восхищени€ собой", содействует его эмоциональному подъему и воодушевлению. ѕолитические партии, руководство государства, правительство вырабатывают практические, выверенные задачи развити€ и добиваютс€ выполнени€ намеченных планов, опира€сь на эмоциональный подъем народа.

ѕравославна€ –осси€

Ќо мы хотим знать точно, €сно и недвусмысленно, кто мы, русский народ. ѕосле развала ———– росси€не искренне радовались возвращению права на существование религий, а православные - возрождению церкви. ќднако, религиозный ренессанс проходит противоречиво. —егодн€ многие православные разочаровались в своих ожидани€х.

ќсквернение и поджог храмов, "крестоповал", убийство св€щенников. “акого не было со времен большевистского нашестви€ на церковь. ¬ годы ¬еликой ќтечественной войны, столкнувшись с реальной угрозой уничтожени€ ———– и порабощени€ его народов, руководство страны вспомнило о Ѕоге.

ѕосле войны советска€ власть вз€ла объекты церкви под охрану, счита€ их общенародной собственностью.

Ёкстремистских выпадов граждан в сторону церкви не наблюдалось. „то же случилось с распадом ———–Ш

ќслабление государства и правоохранительной системы, атеистическое воспитание в —оветском —оюзе и его последстви€, целенаправленное разжигание антирелигиозных и антихристианских настроений стали причинами враждебного отношени€ к церкви части населени€. — одной стороны, многокилометровые очереди в храм ’риста —пасител€ на поклонение по€су ѕресв€той Ѕогородицы и св€тым дарам волхвов, с другой - убийство св€щенников и порча церковного имущества - и все это происходило в одной стране, совмещалось в сознании одного народа. Ќо и сама церковь (–ѕ÷) дает повод дл€ по€влени€ негативного к ней отношени€.

–ѕ÷ превратилась в корпорацию, настойчиво охран€ющую собственные интересы. Ќапомина€ приснопам€тную  ѕ——, православна€ церковь мало чем отличаетс€ от обычного российского министерства, только дресс-код другой. ¬ остальном - бюрократическа€ организаци€ хоть куда. ¬нутри церкви между клиром и мир€нами растет насто€ща€ пропасть. –ѕ÷ на современном этапе развилась в информационно замкнутую организацию. ¬рем€ от времени ее потр€сают скандалы, сопровождаемые сплетн€ми, слухами и домыслами.  огда скандал уже скрыть невозможно, о нем становитс€ известно обществу. ќ том, что происходит между скандалами, можно только догадыватьс€.

–ѕ÷, видимо, запустила пробный информационный шар, за€вив о намерении участвовать в выборах депутатов. Ќегативна€ реакци€ общества, очевидно, вынудила ее оставить эту затею. », хот€, церковь отступила и избрала иной путь, амбициозность ее растет на глазах.

Ќесколько последних лет в православной среде муссируютс€ разговоры о желательности и даже необходимости установить в –оссии православную государственность. ћногие православные мечтают о возрождении в –оссии монархии и империи. ¬се они не считаютс€ с тем, что –осси€ - уже друга€, что это - передова€, светска€ страна и в ней, согласно конституции, религии, церковь отделены от государства, а возвращение к монархии было бы дл€ нее шагом назад. —егодн€ крепнут те, кого € бы назвал "новыми православными русскими". ќни вид€т будущее –оссии в сочетании капитализма с православной государственностью, а также с православной общественной моралью. ќни забывают или не хот€т думать о том, что –осси€ - многонациональна€ страна, в которой представлены различные мировые религии. Ёто - опасный дл€ –оссии путь.

ѕо данным, исход€щим из –ѕ÷, 40% росси€н €вл€ютс€ православными, противники церкви говор€т о 3%. ѕричина столь существенной разницы - в методике подсчета. –ѕ÷ относит к православным всех, кто при опросе сказал, что придерживаетс€ православных религиозных взгл€дов.  ритерии противников церкви, насколько мне известно, более строгие. ясно, что положение дел с определением количества членов православной общины –оссии весьма проблематично. “€желое наследие ———– - атеизм.

«начительна€ часть росси€н, ориентирующихс€ на европейскую культурную идентичность, в первую очередь, русских, молодых и старых, не верит в Ѕога и отрицательно относитс€ к религии. ≈ще одна немала€ часть росси€н вовлечена в различные секты, в том числе имеющие деструктивный характер.

—овокупность характеристик состо€ни€ православи€ в стране, по-моему, позвол€ет сделать вывод, что православие не может быть сегодн€ основой национальной идеологии –оссии. Ќе могут быть

ею и другие представленные в –оссии мировые религии: ислам, буддизм, иудаизм. Ёто пон€тно. ¬ерующие этих религий составл€ют в –оссии национальное и религиозное меньшинство.

—овременна€ –осси€ - страна светска€ и пусть остаетс€ такой дальше. »менно здесь, мне кажетс€, лежит фундамент национальной идеологии –оссии. –усский народ - русское государство - –осси€ - многонациональна€ –осси€. “аков, на мой взгл€д, смысловой алгоритм национальной идеологии –оссии. –оссийское государство €вл€етс€ инициатором и организатором возрождени€ и всестороннего развити€ страны. ќно объедин€ет росси€н, различающихс€ по национальному происхождению и религиозным взгл€дам.

“аким образом, национальна€ идеологи€ –оссии - прежде всего, идеологи€, в которой главным действующим лицом выступает государство –оссийское.

ћессианизм и русский народ

ћессианска€ роль –оссии - неотъемлема€ черта русского национального самосознани€. ћессианизмом "заражены" и другие народы мира: американцы, пол€ки (ѕольша - невеста ’ристова), конечно, евреи. ѕеречень можно продолжить. »стоки русского мессианизма нужно искать, по-моему, в особенност€х страны и истории русского народа.

–осси€ географически расположена на стыке европейского и азиатского континентов.  ультурно –осси€ соедин€ет «апад и ¬осток, коммуницирует между ними. ќгромна€ территори€ страны, ее необозримые просторы должны были создавать ощущение значительности исторической судьбы проживающего на них народа.

"—в€та€ –усь" - мифологема, одна из первых и почти затер€вша€с€ в ландшафте мессианских представлений русского народа. ¬ыбрав православие, –усь стала преемницей православной ¬изантии. ћосковское царство объ€вило себ€ "“ретьим –имом" и, тем самым, прин€ло эстафету руководства православным миром. "—в€та€ –усь" - концентрированное выражение высокого морального и духовного предназначени€ –оссии, как оно видитс€ русскому народу.

¬ 18 веке –осси€ стала мощной военно-морской державой. ¬ 19 веке, победив Ќаполеона Ѕонапарта, –осси€ вз€ла на себ€ роль охранительницы ≈вропы от революционных движений, а затем - добровольной помощницы слав€нских народов Ѕалкан.

ћессианизм можно разделить на региональный и мировой.

ћессианизмом мирового масштаба "заболело" большевистское руководство –—‘—–, потом - руководство ———–.

—оветска€ –осси€ увидела свою главенствующую роль в подготовке мировой революции, организации защиты международного рабочего движени€ от усиливавшегос€ фашизма. ѕрежде всего усили€ми ———– была разгромлена фашистска€ √ермани€.  ѕ—— оказывала существенную поддержку тем странам, которые избрали путь "социалистического развити€" или"социалистической ориентации". —оветское руководство считало дл€ себ€ возможным подавл€ть антисоциалистические выступлени€, как это было в ¬енгрии и „ехословакии. —оветские войска вторглись в јфганистан, чтобы оказать "интернациональную помощь дружественному афганскому народу" и удержать эту страну в сфере вли€ни€ ———–. —оветский —оюз возглавл€л "социалистический лагерь". »м противосто€л "лагерь империализма" во главе с —Ўј.

———– прекратил свое существование, и нова€, демократическа€ –осси€ набирает силу. » снова встал вопрос о роли –оссии в мире.

ћногие народы живут себе спокойно, ед€т, пьют, сп€т, рожают детей, путешествуют, коп€т денежки в банках, обустраивают свое гнездышко. –усскому народу этого мало. ќн хочет, чтобы о нем знали и говорили все. ќн хочет быть первым и лучшим во всем. ј иначе ему жизнь не в жизнь.

–усский народ - большой народ. ќн чувствует свои огромные возможности и поэтому претендует на заметную роль в истории мировой цивилизации.

–усский мир

¬ 20 веке –осси€ пережила несколько революций и две мировые войны. ¬олны эмиграции, в первую очередь, русского населени€, формировали озера русских диаспор на всех континентах, кроме јнтарктиды. –усских или их потомков сегодн€ можно встретить не только в ≈вропе и —еверной јмерике, но и в ёжной јмерике, јфрике, јзии, јвстралии. ќбразовалс€ "–усский мир".

"–усский мир" - реальное мировое пространство проживани€ тех, кто причисл€ет себ€ к русским или причастен тем или иным образом к –оссии. "–усский мир" - это уникальный феномен глобального масштаба, и подобными мирами обладают, нар€ду с –оссией, только »спани€, ѕортугали€, ‘ранци€,  итай, а также ¬еликобритани€ вместе с »рландией. ќн насчитывает до 300 миллионов человек.(»з ¬ик.)

"–усский мир" - это культурное пространство, в котором смотр€т российское телевидение, слушают российское радио, читают русскую литературу, российские журналы и газеты, регул€рно посещают –унет. “ам стараютс€ помнить традиции русских праздников, русской кухни. “ам сохран€ют русский €зык.

"–усский мир" - это особое психологическое пространство, где определенным образом про€вл€ютс€ русский национальный характер, русский менталитет.

¬ы всегда сможете пон€ть соотечественника, если захотите. ¬ы разделите с ним тоску по –одине, если такова€ у него есть. ¬ы расскажите ему о красоте русской природы, и он будет взволнован вашим рассказом. ¬ы почувствуете в нем собрата, даже если он плохо отзываетс€ об ———– и коммунизме.

¬ы вместе будете переживать о насто€щем и будущем –оссии.

≈сли вы живете за границей, среди людей другой национальности, культуры, психологии, говор€щих на другом €зыке, то вы рады встретить русско€зычного незнакомого человека, особенно в первое врем€, а он, тоже прожива€ вне своей –одины, рад вам. » вы, скорее всего, поймете друг друга с полуслова. Ќо вы можете превратитьс€ во врагов, если разойдетесь в оценке конкретных политических шагов –оссии или в отношении к лидеру российского государства.

¬ определенном смысле "–усский мир" заменил ушедший в прошлое —оветский —оюз. я часто думал о том, что "советский народ" не был идеологемой, как писали в "перестройку" публицисты. Ёто была реальность.

≈сть также русские, полностью ассимилировавшиес€ в инонациональной среде, утратившие национальные корни, разорвавшие св€зи с –оссией. ќни не хот€т что-либо мен€ть в своей жизни. “акие бывшие русские наход€тс€ вне "–усского мира".

»сторической родиной дл€ представителей "–усского мира" €вл€етс€ –осси€. —овременна€ –осси€ не бросает соотечественников. ќна, по возможности, поддерживает с ними св€зь, интересуетс€ их жизнью. –осси€ выступает ныне собирательницей всего русского в мире.

«аключение

–усска€ культура - идеалистична. ¬ своих лучших образцах она показывает небывалую нравственную и духовную высоту и чистоту помыслов. –усска€ культура в этом отношении уникальна.

»деалистичной следует назвать, по моему мнению, и традиционную индийскую культуру.

„ем же выдел€ютс€ в мире некоторые народы и страны?

—воей экономической мощью превосход€т других —Ўј,  итай. ћировым банкиром по прежнему остаютс€ —Ўј, а самым попул€рным платежным средством - доллар. “ехнический прогресс в мире обеспечивают прежде всего —Ўј, япони€. ¬оенными супер-державами €вл€ютс€ —Ўј и –осси€, обладающие разветвленным военным производством и накопившие самые больше запасы €дерного оружи€.

ѕервым начал освоение космоса ———–. —Ўј обогнали его в космической гонке, высадив своих астронавтов на Ћуне.

ƒл€ европейских стран характерны достижени€ традиционных национальных культур. Ќесомненным шагом вперед объединенной ≈вропы в научно-технической области €вилось выдающеес€ событие, которое стоит особн€ком - успешна€ посадка автоматического аппарата на комету „улюмова-√ерасименко, летевшую в космическом пространстве на рассто€нии около 500 млн. км от «емли.

Ёкономическа€, финансова€, техническа€ мировые ниши зан€ты. –осси€ достаточно уверенно держитс€ в военной и космической нишах. ћирова€ "морально-духовна€ ниша" свободна, и в ней по праву может разместитьс€ –осси€. ќна выстрадала это право своей непростой историей и многочисленными жертвами.

¬ отличие от –оссии прагматизм в подходах к жизни особенно характерен дл€ —Ўј и американского народа, очень прагматичны китайцы. “акими мы их знаем и, наверное, в этом их особенность. Ќациональна€ идеологи€ –оссии, о которой мы говорим, должна отражать мировые и отечественные потребности развити€, а также демонстрировать и усиливать достоинства русского и других ее народов.

—тержнем национальной идеологии –оссии, по убеждению автора, может стать задача по утверждению в жизни росси€н и в мире высоких моральных ценностей, исторически присущих русскому национальному мировоззрению: справедливости, правды, великодуши€ и, возможно, в будущем - ценностей православи€, веры в ’риста.

¬ыход из, казалось бы, неразрешимого спора между западниками и слав€нофилами о судьбе –оссии, начавшегос€ в 19 веке, на мой взгл€д, найден в начале 21 века. –осси€ самоидентифицируетс€ в идее русской цивилизации. ќна не забывает свои слав€нские истоки и открыта слав€нскому миру. ќна не отгораживаетс€ и от западной цивилизации, если та признает ее право на существование. ќна принимает и евразийскую идею. –осси€ воплощает в себе соединение «апада и ¬остока. Ќе случайно, двуглавый орел на гербе –оссии как бы смотрит на «апад и на ¬осток, которым, согласно –. иплингу, не сойтись вовек.

¬с€чески почита€ мир и никому не угрожа€, –осси€ стремитс€ стать страной с высокоразвитой экономикой, передовой наукой, современной армией, высокой культурой и благополучной жизнью народа.

» в заключение, принципиальный момент: национальна€ идеологи€ –оссии должна вписыватьс€ в глобальные мировые процессы. «а ними - будущее, нравитс€ это кому-то или не нравитс€.

ћы стоим перед новыми вызовами и угрозами развити€. ”грожает ли глобализаци€ многообразию человеческой цивилизации? Ќе станет ли будущий глобальный мир унифицированным, однообразным и не утратит ли он важный источник своего развити€ - разнообразие национальных форм человеческой жизни и религий? Ёто вопросы, на которые предстоит ответить нашим потомкам уже через несколько столетий...

„тобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже

Ўелкните по рисунку, чтобы оценить, написать комментарий



ѕроверить орфографию сайта.
ѕроверить на плагиат .
 ол-во показов страницы 35 раз(а)






—тать€


„то пишут читатели:



  началу станицы